Москву ждет зачистка?

Депутаты Мосгордумы никогда не питали нежных чувств к автомобилистам и, наверное, поэтому на протяжении всей современной истории столичного парламента принимали исключительно драконовские законы по отношению к водителям (вспомнить хотя бы эвакуаторы на заре девяностых). Но шаг, предпринятый думцами на сей раз, выходит не только за грани здравого смысла, но и за рамки Конституции.

Депутаты Мосгордумы никогда не питали нежных чувств к автомобилистам и, наверное, поэтому на протяжении всей современной истории столичного парламента принимали исключительно драконовские законы по отношению к водителям (вспомнить хотя бы эвакуаторы на заре девяностых). Но шаг, предпринятый думцами на сей раз, выходит не только за грани здравого смысла, но и за рамки Конституции.


В двух чтениях Мосгордума одобрила законопроект о городских парковках, который должен будет заработать в начале 2006 года. Смысл принятого документа в том, что автовладельцам запретят парковать свои машины вне специальных платных стоянок:

— Ни на улочках, ни во дворах не должно быть ни одного автомобиля, который будет оставлен вне специально отведенных мест, — говорил на заседании руководитель столичного Департамента транспорта и связи Павел Златин.

По мысли чиновника, исключение следует сделать лишь спецтранспорту, оказывающему помощь населению («скорая помощь», пожарная охрана, милиция и коммунальные службы). Для всех остальных машин, независимо от марки, цвета или даже социального статуса их владельцев, поблажек не будет.

Дефицит с шестью нулями

По данным столичной мэрии, городу сегодня не хватает порядка двух миллионов парковочных мест. По неофициальным — дефицит составляет шесть миллионов. Сомнительно, что власти своими силами успеют за год отгрохать столько стоянок, чтоб удовлетворить всех нуждающихся. Если учесть, что бюджет на год уже расписан, выход один — привлекать частных инвесторов, которые с возведенных объектов будут иметь весьма немалый доход. Впрочем, Златин обмолвился, что далеко не все парковки будут платными:

— Мы планируем в рамках данного законопроекта сделать специальные места-карманы, где автовладельцы смогут совершенно бесплатно оставлять свои машины.

Свежо предание, да верится с трудом. Столичные власти давно уже ассоциируются у моторизованных граждан с заправскими коммерсантами, ни за что не упускающими своей выгоды. Очевидно, что если и появится «халява» в данном вопросе, то востребованной ее не назовешь. Бесплатные парковки наверняка окажутся на каких-нибудь отшибах, куда, как говорится, Макар телят не гонял. Или вот еще: согласно тексту «парковочного» законопроекта безвозмездные стоянки будут организованы возле мэрии, префектур и районных управ. Заметим, что эти административные здания, кроме самих городских чиновников, никто не посещает, да и то попасть на эти парковки можно только по спецпропуску. Иными словами, московское начальство в очередной раз решило показать свое превосходство. Согласитесь, нет разницы между клерком какого-нибудь частного офиса и писарем районной управы, перекладывающим бумажки с места на место. Хотя других предложений от градоначальников и ожидать не стоило. Они давно принимают законы «для своих, любимых»...

Теперь о расценках на паркинг и штрафах за несоблюдение будущего закона (если его, не приведи господь, примут). Прайс-лист чиновники пока не обнародовали, поскольку еще не определились в пропорциях, сколько стоянок будет принадлежать городу, а сколько «частным лавочкам». Что касается штрафов, то здесь ситуация более прозрачна. За отказ неукоснительно соблюдать букву парковочного закона придется раскошелиться на 5 МРОТ. Наверное, многих интересует, станут ли за это нарушение эвакуировать? Не сомневайтесь! Для подобных нужд создается парковочная инспекция, которая станет шмонать дворы и улочки в поисках плохо стоящих машин. В ее же обязанности вменено выписывать штрафы и производить эвакуацию.

А теперь представьте, что, приехав на автомобиле в гости к своему знакомцу или родственнику, водитель должен колесить по чужому району в поисках официального места для паркинга. Не исключено, что обнаружится таковое в пяти-десяти кварталах от нужного дома. Соответственно от стоянки до подъезда придется добираться на общественном транспорте или на своих двоих. Ну разве не маразм?

Во имя каких высоких идеалов принимается откровенно антинародный законопроект и кем он лоббируется — можно только догадываться. Сегодня и впрямь дела с парковкой в центральной части города обстоят неважно, но в спальных районах и уж тем паче во дворах таких проблем не существует. Очевидно, государственные мужи решили столь нехитрым способом пополнить как бюджет города, так и свой собственный (уже давно не секрет, что владельцами наиболее доходных мест становятся родственники и свояки крупных московских чиновников).



Когда Кодекс не указ

Но задумка депутатов очистить дворы и улицы от автомобилей — лишь часть крупномасштабной атаки на столичных водил. Парламентарий Вера Степаненко выступила с инициативой внести в КоАП РФ изменения, поднимающие штрафы за парковку не по правилам до... плюс бесконечности! И хотя в Кодексе черным по белому написано, что максимальный размер штрафа для граждан не может превышать 25 МРОТ, для г-жи Степаненко это не указ. По ее мнению, нынешнее наказание не бьет по карману нарушителей, а посему им нужно что-то покруче. Для пущей убедительности в пример была приведена гражданка Зайцева, бросившая свой джип на трамвайных путях. Пример, конечно, яркий, но не в кассу. Горе-водительница поплатилась рублем, поскольку кроме оплаты штрафа за нарушение ПДД ей пришлось по решению суда возмещать трамвайному депо упущенную выгоду. В итоге набежало около тысячи долларов. Механизмы для противостояния нарушителям уже есть, но вот столичные думцы слышать о них не хотят. Быть может, им обидно, что «штука баксов» попала не в городской бюджет, а транспортникам?

Также автор изменений в федеральный закон предложила коллегам по думскому цеху убрать из Кодекса все пункты, касающиеся запретов на эвакуацию. После недолгих обсуждений проект Веры Степаненко «О внесении изменений в КоАП РФ» единодушно одобрили в первом чтении. Инициативы не в меру активных московских депутатов не раз заставляли сжиматься водительские сердца. На сей раз у моторизованных граждан предынфарктное состояние. Если бы парламентарии направили свою энергию в мирное русло, а не растрачивали на злобные и необоснованные выпады против водительской братии, то о проблеме «пробок» и нехватке парковочных мест мы бы уже давно позабыли...


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, почетный адвокат России:

— Депутаты Мосгордумы приняли в один день два самых антиконституционных закона, нацеленных против автомобилистов. Согласно общемировым нормам права, действующим и в нашей стране, все, что не запрещено законом, — разрешено. Столичные чиновники подменили основу основ, и согласно их трактовке запрещается абсолютно все, что не разрешено московскими законами. Есть Правила дорожного движения, запрещающие остановку и стоянку под соответствующими знаками, а также в тех случаях, когда парковка запрещена разметкой. За данный вид нарушения в КоАПе РФ имеется статья, карающая штрафом незаконопослушных водителей. Московские же депутаты хотят наплевать и на ПДД, и на федеральный закон и установить свои антиводительские правила игры. Но все мы — граждане одной страны и должны нести наказание за свои проступки по единому законодательству.