Выворачивай карманы!

Ценовая свистопляска на АЗС в конце прошлого — начале года нынешнего сменилась напряженной тишиной: готовые было взлететь к облакам цены на бензин плавно «отработали» назад. Видимо, сработала властная команда сверху: «сидеть!».

Ценовая свистопляска на АЗС в конце прошлого — начале года нынешнего сменилась напряженной тишиной: готовые было взлететь к облакам цены на бензин плавно «отработали» назад. Видимо, сработала властная команда сверху: «сидеть!».


Как известно, формальным поводом ценового отката послужила встреча всеобщего президента с руководителем весьма крупной нефтяной компании, которой, кстати, кроме российских АЗС принадлежат и многочисленные заправки на территории вероятного противника. Сразу же после этого сановного диалога о своей готовности понизить цены на розничное топливо как по команде заявили еще две нефтеносные компании. Им тоже принадлежат весьма обширные сети отечественных заправок.

Однако в итоге общий рост цен на бензин в России составил более 31%. Сегодня средняя цена по Москве — 14 руб. 20 коп. за литр популярного «92-го». На носу весна с ее посевными и дачными делами. Поэтому период относительно стабильных цен на бензин, похоже, завершается. Приплюсуйте к этому и квартальную инфляцию. Вопрос — в том, сколько денег за литр жидких углеводородов выложит собственник авто через месяц-полтора?

Если брать во внимание богатых автомобилистов — владельцев новеньких Mercedes, Audi, BMW или Lexus, думается, подорожание литра «95-го» на пару-тройку рублей для них не критично. Не для того они приобретали престижные иномарки, чтобы экономить на топливе. А вот для собственников подержанных иномарок старше пяти лет, а также владельцев новых и старых отечественных авто подорожание бензина — вопрос более чем серьезный.

В общем-то он сводится к одному: как ездить дальше? Или, быть может, для поездок на работу выбрать общественный транспорт? А личный автомобиль заводить только по выходным и исключительно для поездок за город. Для пенсионеров это, возможно, и подходящий вариант. А что делать тем владельцам далеко не новых машин, которые, как говорится, находятся в активном возрасте? Видимо, выход один: засучить рукава и вкалывать еще больше... на благо нефтяных компаний и продавцов бензина.

Кстати, Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на одном из заседаний Совета Федерации заявил, что рост цен на бензин в России является следствием сговора нефтяных компаний.

Новые рекорды

Как развивается сегодня ситуация на рынке топлива? По мнению некоторых экспертов, история с понижением цен на топливо в конце прошлого года вовсе не связана с уже упоминавшейся встречей в верхах. Просто к зиме произошло очередное сезонное снижение спроса. Кроме того, сыграли свою роль и более высокие экспортные ставки на продажу нефти за границу. К началу декабря, таким образом, цена тонны нефти снизилась в 2,5 раза — до 2500 руб.

Однако в последнее время наблюдается обратная тенденция.

Стоимость нефти внутри России начиная с января неуклонно повышается. Например, в начале марта нефтеперерабатывающие заводы платят уже до 4500 руб. за ту же тонну. Понятно, что оптовый рынок бензина скоро отреагирует на такое увеличение цен. Кроме того, на рост стоимости топлива также повлияют заметно сократившиеся их запасы, которые сделали в конце прошлого года продавцы бензина. Поэтому эксперты предсказывают повышение цен на заправках. Однако сказать точно, насколько они вырастут, пока сложно.

По некоторым особо пессимистичным прогнозам, в этом году цена Аи-92 может превысить планку в 20 руб. за литр. Правда, другие специалисты более консервативны в своих прогнозах: по их мнению, рост стоимости бензина к лету не превысит 1,5 руб. за литр самого популярного сорта. Таким образом, стоимость «девяносто второго» должна составить примерно 15,5 руб. за литр. Осенью к этой цене следует набросить еще полтора-два рубля. В целом цена не должна превысить 17,5 руб. за литр.

Многие автомобилисты желали, чтобы государство регулировало объемы поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок — тогда и цены на бензин будут на нормальном уровне, считают они.

Тем не менее Правительство РФ не собирается фиксировать или каким-либо иным способом устанавливать цены на бензин, чтобы не допускать их повышения. По мнению высоких чиновников, фиксированные цены рано или поздно приведут к дефициту топлива и появлению черного рынка, на котором цены будут наверняка выше установленных государством. Основная беда, уверены чиновники, заключается в скоординированных действиях нефтяных компаний на рынке. Именно они устанавливают цены на топливо.

Возможности есть. А желание?

Но каким же тогда способом государство может повлиять на наш бензиновый рынок? Считается, что вариантов несколько. Первый — запустить биржевую торговлю топливом. На биржевых площадках государство могло бы закупать запасы для своих нужд и таким образом влиять на ситуацию на рынке. Нечто подобное сегодня происходит на валютном рынке, где Центробанк «держит» ситуацию. Другой способ — введение в новый Закон РФ «О защите конкуренции» понятия «коллективного доминирования». Общий порог доминирования предлагается снизить на рынке с 65% до 50%.

Еще один вариант — ввести некие «стимуляторы» для переориентации нефтяного экспорта на внутренний рынок. Кроме того, необходима модернизация нефтеперерабатывающих заводов. Не секрет, что наши предприятия получают всего 150 кг бензина с тонны нефти, в то время как в США этот показатель почти в три раза выше — 430 кг. Есть и административные рычаги: ФАС намерена штрафовать нефтяные компании за нарушение антимонопольного законодательства в размере 2—4% от их годового оборота. Это серьезные деньги.

Так что резервы для влияния на рынок топлива у государства имеются. Вопрос, захочет ли оно их активизировать, пока остается открытым.