Не грузом единым

Далеко не всякому отечественному коммерсанту по средствам приобрести необходимое для бизнеса коммерческое авто иностранного производства. А необходимость в этом возникнуть может. Хотя бы по причине развившейся аллергии к качеству продукции отечественного автопрома.

Далеко не всякому отечественному коммерсанту по средствам приобрести необходимое для бизнеса коммерческое авто иностранного производства.

А необходимость в этом возникнуть может.

Хотя бы по причине развившейся аллергии к качеству продукции отечественного автопрома.


Выход есть — пригнать себе частным образом подержанный грузовичок, пикап или микроавтобус из-за рубежа. При этом неизбежно возникает вопрос таможенного оформления авто при ввозе в Россию.

Если частник желает ввезти в страну «каблук» типа Peugeot Partner, все достаточно просто. Этот класс авто подпадает под категорию «легковые автомобили», и его таможенная очистка не будет отличаться от аналогичной процедуры для какого-нибудь VW Passat. Когда дело касается пикапов, появляются малоизвестные широкой публике нюансы. С одной стороны — это автомобиль, чаще всего используемый как легковушка, способная при необходимости перевезти достаточно серьезный груз. С другой — маленький, но грузовичок: в конструкции кузова присутствует «родовой» признак — бортовая платформа. Благодаря этому такие машины могут рассматриваться таможенником с двух точек зрения. Главный критерий тут — соотношение веса максимально допустимого числа седоков и максимального веса груза в кузове. Когда груз тяжелее людей, автомобиль считается грузовым, если меньше или равен, для таможни авто — легковушка. Сии заумные терминологические тонкости существенно влияют на величину таможенных сборов.

Например, ввозится пятиместный пикап Toyota HiLuks, 1993 года выпуска (старше семи лет), пятиместный, с открытым грузовым кузовом и двигателем 2,7 литра. Допустим, он куплен где-то в Европе за 5000 евро.

Грузоподъемность машины — 350 кг. Массу водителя и пассажиров (70 кг — вес среднестатистического россиянина) умножаем на 5, получаем те же 350 кг. Вес груза равен весу пассажиров. Значит, авто должно оформляться как «легковой автомобиль с объемом двигателя более 2500 см3, с момента выпуска которого прошло более 7 лет». Сумма таможенных сборов составит (2700 см3 умножаем на 3 евро) 8100 евро. Если же наш HiLuks имеет «короткую» — двухместную — кабину, то это уже типичный грузовик: масса пассажиров в этом случае будет меньше массы груза. При таможенном оформлении владелец может использовать два алгоритма. Первый — по «упрощенному порядку таможенного оформления», когда в пользу государства придется перечислить 30% стоимости авто, что составит 1500 евро. Второй вариант — растаможка «в общем порядке». Частное лицо в этом случае должно заплатить 10% пошлины и 18% НДС. В нашем случае это составит 1400 евро. Однако оформление по последней схеме находится исключительно в компетенции специально «заточенных» людей — таможенных брокеров. За свои услуги такой специалист возьмет около $100, так что сэкономить на процентах, скорее всего, не удастся. Ну и в любом случае придется отдать госбюджету еще сбор «за оформление документов» — в зависимости от таможенной стоимости авто.

Машина оценивается в сумму до 200 000 рублей — сбор составит 500 целковых, от 200 000 до 450 000 — расстанетесь уже с 1000 рублей. А если цена машины укладывается в «вилку» 450 000—1 200 000 рублей, придется занести в сберкассу 2000 российских дензнаков. Надо сказать, что все это справедливо только в случае, если автомобиль по всем документам предназначен для некоммерческого использования. По официальному мнению российской таможни, «наши люди на «грузовиках» в булочную не ездят». А на легковушках — запросто. Чтобы растаможить свой пикапчик «как грузовик», нужно еще доказать чиновникам таможенной службы, что он вам нужен для личных и семейных нужд. Это довольно сложно. Верят у нас только документам, да и то не всяким. Можно, например, попытаться убедить чиновников, что вы, мол, строите дачу и для перевозки стройматериалов пикап или микрогрузовичок нужен просто позарез. Затея для европейской части России с довольно сомнительным результатом. Любопытно, что в это же время дальневосточные таможенники, оформляя ввозимый из Японии секонд-хэнд, прекрасно воспринимают в качестве личного авто и грузовички, и фургончики, не говоря уж о пикапах.

Кстати, в качестве «грузовиков» проходят процедуру таможенного оформления и грузопассажирские микроавтобусы — с одним, кроме водительского, поперечным рядом сидений и закрытым грузовым отсеком сзади и фургоны на базе микроавтобусов. В качестве примера таких машин можно назвать VW Transporter. Что касается пассажирских микроавтобусов «с числом мест, включая водительское, не более 10», то они в «таможенно-пошлинном» смысле считаются «легковыми автомобилями». Надо сказать, что ушлые сограждане иной раз пытаются перехитрить таможню, сэкономив на выплате сборов. Пассажирские 10-местные микроавтобусы маскируют под грузопассажирские. Купив авто, до пересечения границы демонтируют «лишние» сиденья и заделывают окна в «грузовом отсеке». «Запчасти» везут отдельно. В этом случае все зависит от квалификации офицера-таможенника, который будет проводить осмотр такого авто. Если он обнаружит следы демонтажа, то в акте осмотра будет значиться что-то вроде «возможна переделка в пассажирский вариант». В этом случае таможенные платежи, скорее всего, будут рассчитываться исходя из «легковых» корней.


НАША СПРАВКА

ДЛЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ В ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ СОСТАВЯТ:

0,85 евро за 1 куб. см объема двигателя, если он (объем) не превышает или равен 1000 куб. см;

1 евро за 1 куб. см, если объем двигателя более 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см;

1,5 евро за 1 куб. см, если объем двигателя более 1500 куб. см, но не превышает 1800 куб. см;

1,75 евро за 1 куб. см, если объем двигателя более 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см;

2 евро за 1 куб. см, если объем двигателя более 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см;

2,25 евро за 1 куб. см, если объем двигателя более 3000 куб. см.

Если автомобиль старше семи лет, платежи автоматически увеличиваются до 2 евро за 1 куб. см, если двигатель не больше 2500 куб. см, и 3 евро за 1 куб. см, если двигатель больше 2500 куб. см.