Волевое бессилие

Предрекаемое специалистами резкое повышение цен на бензин свершилось. В среднем цена литра топлива подорожала, в зависимости от месторасположения заправки и жадности продавца, от 80 копеек до 1 рубля 20 копеек за литр популярного «девяносто второго». Соответственно стоимость более дорогого сорта бензина также увеличилась — на некоторых городских АЗС она замерла на отметке 19 рублей за тот же литр.

Предрекаемое специалистами резкое повышение цен на бензин свершилось. В среднем цена литра топлива подорожала, в зависимости от месторасположения заправки и жадности продавца, от 80 копеек до 1 рубля 20 копеек за литр популярного «девяносто второго». Соответственно стоимость более дорогого сорта бензина также увеличилась — на некоторых городских АЗС она замерла на отметке 19 рублей за тот же литр. Когда этот номер «МКмобиля» появится в продаже, бензин подорожает еще копеек на 20.


Таким образом, по данным «Московской топливной ассоциации», цена литра Аи-92 в среднем составила 17,31 руб. (неделей ранее — 16,27 руб.). Более дорогого Аи-95 — 18,29 руб. (17,26 руб.) за тот же объем. Однако и это повышение — не предел. Специалисты говорят о плавном повышении стоимости бензина еще на рубль-полтора до конца этого года. В целом речь идет о повышении цены литра бензина начиная с сентября примерно на 12%. Однако розница — это для автомобилистов только видимая часть айсберга.

У оптовиков цены увеличились заметно больше. Например, тот же «92-й» с начала года подорожал примерно на 45%, «95-й» — на 40%, солярка — на 20%. Эксперты отмечают, что увеличение оптовой цены литра бензина на два рубля ведет к подорожанию на рубль на заправках. Соответственно дорожают транспортные расходы, увеличиваются цены в магазинах на продукты первой необходимости — на те товары, подвоз которых происходит ежедневно. Разумеется, расплачивается за все потребитель. То есть мы с вами.

А есть ли у нашего государства рычаги влияния на бензиновых королей? Сдается, что нет. И вот почему. Например, в начале декабря 2004 года президент России указал на недопустимость роста стоимости бензина. Тогда одна крупная вертикально интегрированная корпорация вняла совету и «заморозила» ценники на своих АЗС.

Такая ситуация держалась до февраля этого года, затем «счетчик» включился снова. Это и понятно: оптовые цены увеличиваются в зависимости от конъюнктуры и независимо от распоряжений главы государства. «Частникам» же упускать свою выгоду можно только часть времени, но не все время. Так что все вернулось на круги своя. Народ все понял, но, по обыкновению, промолчал.

А глубокомысленные рассуждения чиновников о том, что государство не сегодня-завтра вмешается и притормозит рост цен на заправках, выеденного яйца не стоят. Бюджет страны будущего года уже сверстан, и никто переделывать этот важнейший документ под очередное повышение цен на топливо не станет.

Хотя у государства есть «средства сдерживания» — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть, которые пересматриваются каждые два месяца, в зависимости от конъюнктуры мирового рынка.

Народные рецепты

Но это палка о двух концах. Представители крупных нефтяных корпораций, являющихся основными добытчиками и экспортерами углеводородов, утверждают, что стоимость бензина на внутреннем рынке увеличивается в том числе из-за роста НДПИ и слишком высоких вывозных пошлин (напомним, с 1 октября она составит почти $180 за тонну нефти). Государство, в свою очередь, ничего сделать не может, поскольку все налоги и пошлины определены законом.

Чтобы поправить закон в нужную сторону, необходима целая процедура с участием всех заинтересованных в этом деле ведомств и Госдумы. Однако когда речь заходит об экспорте нефти, чиновники и депутаты почему-то быстро расходятся поодиночке и группами.

Поскольку повышение стоимости бензина — вопрос далеко не праздный, читатели «МКмобиля», к примеру, предлагают свои рецепты. Например, предлагается ввести предельную норму прибыли при торговле ГСМ внутри страны (себестоимость плюс 5—15%). Мало? Не устраивает? Сдавайте лицензии на недропользование, нефть всегда найдется кому качать... Кроме того, можно установить обязательные квоты для поставок на внутренний рынок в процентах от годовой добычи каждой нефтяной компании. Равномерно распределить в тоннах по месяцам и запретить экспорт до выполнения внутренних квот. Поставил норму на НПЗ — тогда, пожалуйста, вывози. Также имеет смысл создать госзапас нефти и бензина, как это сделано в США. Во-первых, любой запас — вещь полезная, во-вторых, он позволяет проводить товарные интервенции на пиках сезонного спроса и всплесках цен при картельных сговорах.