На полтона выше

Дебют этого автомобиля (а он уже появился и в шоу-румах российских дилеров) не был обставлен традиционной для новинок шумихой. Официальные сообщения фирмы, небольшие заметки в прессе — вот, пожалуй, и все. Никакой агрессивной рекламы. В общем, ничто не предвещало такого бенефиса. Однако… Европейская статистика, конечно, отличается от российской, поэтому для понимания ситуации московскими читателями лучше воспользоваться нашей, литовской: менталитет литовцев (во всяком случае, в отношении автомобилей) больше похож на менталитет россиян, чем жителей Старого Света. Так вот, после нескольких месяцев продаж Volkswagen Golf Plus в Литве его доля составила почти четверть — 23 процента! — от всех «гольфов». Сомневаюсь, чтобы такое прогнозировали даже сами «фольксвагеновские» маркетологи.

Дебют этого автомобиля (а он уже появился и в шоу-румах российских дилеров) не был обставлен традиционной для новинок шумихой. Официальные сообщения фирмы, небольшие заметки в прессе — вот, пожалуй, и все. Никакой агрессивной рекламы. В общем, ничто не предвещало такого бенефиса. Однако… Европейская статистика, конечно, отличается от российской, поэтому для понимания ситуации московскими читателями лучше воспользоваться нашей, литовской: менталитет литовцев (во всяком случае, в отношении автомобилей) больше похож на менталитет россиян, чем жителей Старого Света. Так вот, после нескольких месяцев продаж Volkswagen Golf Plus в Литве его доля составила почти четверть — 23 процента! — от всех «гольфов». Сомневаюсь, чтобы такое прогнозировали даже сами «фольксвагеновские» маркетологи.


Вряд ли самый народный производитель автомобилей в Германии стал бы таковым, если бы не его ставшая уже традиционной способность постоянно удивлять чем-то новым. Не только разрабатывать очередные модели, логично приходящие на смену устаревшим, и конструировать новые двигатели, потому что со старыми в Европе уже ловить нечего. Но и — по традиции — делать то (или так), чего еще ни у кого не было. Сначала «Жук» (Каfer), потом Golf, за ним — возрожденный «Жук» (New Beetle), затем Тоuareg, Phaeton… C последним не все удачно? Не беда. В науке есть и такой метод поиска — проб и ошибок. В конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает. Никто не ожидает от Golf Plus такого же успеха, какой был у «Жука» полувековой давности или у «гольфа» 30 лет назад. Здесь вопрос больше политический: застолбить за собой очередное новшество. Неважно, что уже есть машины, пропорции которых напоминают «гольфплюcовские»: новый Мitsubishi Colt, Ноndа Jazz, Тоyota Corolla Verso, Seat Altea, совсем у нас не известный Daihatsu YRV, Hyundai Getz, наконец. Важно то, что «Volkswagen» придумал еще одну разновидность кузова для уже существующей в других видах модели. Которая, что немаловажно, имеет то же название. Традиционными седаном, универсалом, двумя хэтчбеками и даже кабриолетом (а также микро- и компактвэнами) сейчас уже никого не удивишь. Так получите еще один хэтчбек — с высоким потолком!

Для баскетболистов и… молодых мамаш

Ну и кому он нужен, этот Plus? Как оказалось, очень многим. Несмотря на то что от обычного «гольфа» он существенно отличается только высотой, ощущение свободы и простора не покидает ни водителя, ни пассажиров. Отсюда вывод: Golf Plus придется по нраву людям крупным. А таковых больше именно в нашей северной Европе — среди скандинавов, прибалтов, русских… Отсюда и почти четверть «гольфовских» продаж.

Хоть это и не английское такси, куда джентльмены садятся не снимая цилиндров, в Golf Plus тоже можно ехать в головном уборе. Это особенно удобно зимой (которая бывает не только в России) при разъездах по городу, когда приходится часто выходить из машины, снимая и вновь надевая шапку. Из-за более высокой посадки пальто или женская шубка — пусть даже и из искусственного меха, натуральный сейчас не в моде! — чище будут. Опять же, по причине такой посадки у невысоких водителей появится возможность не чувствовать себя ущербными: они увидят то же, что и люди среднего роста в обычных легковушках.

Как ни странно, в числе покупателей Plus оказывается много молодых семей, причем водители-мужчины среди них встречаются вряд ли чаще, чем водители-женщины. Объясняется это тем, что в этой машине гораздо легче трансформируется задняя часть, чем у некоторых конкурентов, а места там больше, чем в обычном Golf. Разве не это будет решающим при выборе автомобиля молодой мамашей, которой придется часто и много перевозить ребенка с коляской? Не в каждый багажник современные «навороченные» коляски поместятся. А в Volkswagen Golf Plus — легко! На задние кресла еще и старшего киндера можно посадить, дедушку с бабушкой.

Высокой крыши Golf Plus вряд ли хватит для баскетболистов «Жальгириса» или хотя бы «Уралочки» — рост ведущих игроков таких команд сильно превышает два метра. Однако для начинающих укротителей мяча и сетки он вполне сгодится. В конце концов Plus берут те, кто просто не хочет ездить «как все, на банальном Golf».

Без конкурентов

Интересная сложилась картина: сейчас у Volkswagen Golf Plus практически нет явных конкурентов. А парадокс в том, что конкурировать ему приходится со своим же «отцом-основателем» — обычным Golf. Поэтому и мы в качестве своеобразной «печки» будем отталкиваться от него, Golf пятого поколения.

Если поставить их рядом, взгляд будет больше притягиваться однозначно к Plus. И вовсе не потому, что он больше. А потому, что уже внешне он интереснее. Golf… Ну что Golf? Он обычный. Даже, можно сказать, пресный. В нем нет ни перчинки, ни изюминки — во всяком случае, внешне их отыскать очень сложно. Golf Plus же умудрился отхватить себе частичку того дизайна, в духе которого позже были созданы его более крупные братья — Passat и Jetta. У Golf капот и борта из плоско-округлых поверхностей, а у Plus остроту характера призваны подчеркнуть острые, немного выпирающие ребра, расходящиеся от решетки радиатора вдоль капота и (второй поток) соединяющие через борта линии передней и задней оптики. Фары у новичка покрупнее и поострее, в том же стиле выдержаны и задние фонари. А вот бампер с «противотуманками» и радиаторная решетка очень похожи на обычные.

В профиль Volkswagen Golf Plus можно принять за небольшой минивэн (к коим не всегда правильно причисляют все однообъемники). Сходство с ним придает не только профиль, но и треугольные неоткрывающиеся окошки между передними дверями и стойками ветрового стекла. Однако сейчас они есть не только у минивэнов, но и у некоторых седанов (тоже с потолками выше обычных, кстати): Suzuki Liana и совсем не известной у нас в современном виде Honda City.

Боковые двери не только выше, но и шире «гольфовских». Хотя, может, это только кажется. Но садиться в Golf Plus проще и приятнее, чем в Golf. Зато, оказавшись внутри, начинаешь испытывать дежа-вю. Так похоже на Golf, только все же не Golf. В первую очередь режут глаз… Нет, не режут (как в том анекдоте: «Вас часто мучают эротические сны?» — «Почему — «мучают?») — притягивают воздушные дефлекторы. Брутально прямоугольные в Golf в Golf Plus они округлились. Верхняя часть торпедо, с доминирующим большим дисплеем в окружении множества кнопок и четырех дефлекторов, визуально отделена от нижней, где расположены органы управления микроклиматом. Крупные вращающиеся регуляторы очень удобны и смотрятся просто шикарно. «Борода», в которую перетекает климатический блок, тоже «негольфовская». Здесь и пепельница, и закрывающийся отсек для мелочовки, и кнопки управления некоторыми опциями. Дойдя до рычага коробки передач, «борода» не обрывается, а превращается в закрывающуюся холодильную емкость для трех баночек по 0,33 л, которые охлаждаются кондиционером и будут нелишними в жару. Над «холодильником» нависает подлокотник, который можно регулировать по высоте, что даже в современных машинах большая редкость.

В передних дверях вместительные карманы, а центральная потолочная консоль врезается чуть ли не на полкрыши от ветрового стекла множеством небольших емкостей и футлярчиков для целого семейства очкариков. Туда же можно сложить компакт-диски, кассеты и… Нет, граммофонные пластинки не поместятся.

А что на втором ряду нашего передвижного концертного зала? Ба, да тут почти как в лимузине! Расстояния между передними и задними сиденьями и так достаточно, но задние можно еще и отодвинуть на 16 см. Да, багажник от этого, конечно, немного уменьшится, но он здесь и так больше «гольфовского» на 45 литров даже в своем минимальном состоянии.

Двоим на заднем сиденье все же удобней, чем троим. К их услугам — комфорт полнейший, как в самолете: откидные столики с отверстиями для емкостей с жидкостями, стол-подлокотник с подстаканниками, одновременно исполняющий роль и лючка для длинномерных предметов. Благоприятный поездке климат создают индивидуальные дефлекторы, здесь же и розетка на 12 В, и выдвигающаяся полка с креплениями для бутылок. Под самым краем подушек задних сидений предусмотрено местечко для зонта. Пассажирам весьма удобно. А водителю как его доставать в проливной дождь?

Кстати, о дожде: проникнуть в багажник можно и не выходя из автомобиля: что-нибудь небольшое достается через откинутую заднюю спинку. Крупную поклажу и запасное колесо, конечно, удобнее брать через пятую дверь. «Запаской» Рlus комплектуется только полноразмерной, а не «докаткой» или ремнабором, как простой Golf в «базе». Хранится она на самом нижнем ярусе багажного отсека.

Выбор темперамента

Volkswagen Golf Plus, как и обычный Golf, комплектуется теми же силовыми установками: бензиновые от 1,4 до 2 л (от 75 до 150 л.с.) или дизельные 1,9 и 2 л двигатели с механическими или автоматическими трансмиссиями. Тестовый автомобиль был оборудован новейшим 140-сильным турбодизелем 2.0 ТDI с шестиступенчатой «механикой». Он мощнее старого 1.9 на 35 л.с. По характеру он больше похож на бензиновый, он не «стухает» на высоких оборотах, но в то же время уверенно тянет уже с полутора тысяч. Моментная характеристика позволяет даже при городской езде несильно работать «мешалкой» коробки, однако взгляд на текущий расход топлива все же заставляет делать это энергичнее. Какой «аппетит» вы предпочтете: 5 или 9 л/100 км? То-то же. А разница порой бывала именно такой. На прямой загородной трассе иногда удавалось при 100 км/ч на шестой передаче укладываться в 4,5 л! Это ли не мечта любого водителя, когда стоимость солярки приблизилась к цене «95-го» бензина? Заявленные 202 км/ч — да простит меня дорожная полиция! — я легко достиг еще до автобана. По ощущениям в салоне казалось, что скорость вряд ли превышает 150 км/ч.

Показалось, что подвеска его чуть мягче «гольфовcкой». Правда, дилерские технари утверждают, что разницы никакой нет. Но почему же тогда у Golf Plus диаметр разворота на 10 см меньше? Получается, что для города он еще и удобнее.

Особо беспечным ездокам, однако, не стоит забывать о том, что центр массы автомобиля чуть выше, чем у обычной легковушки. Нет, никакой склонности к опрокидыванию Golf Plus не имеет. Однако на высоких скоростях в поворотах он кренится больше, покрышки визжать начинают раньше. А при разъезде со встречной фурой на узкой дороге скорость лучше все-таки сбросить: парусность сказывается на управляемости.

Покушение на Scenic

Появление Volkswagen Golf Plus вызвало много суеты в том секторе рынка, где до этого практически безраздельно хозяйничал Renault Scenic. Обеспокоенные французы в ответ немцам выпустили Grand Scenic. А волноваться есть из-за чего. Например, в странах Евросоюза Golf Plus в базовой комплектации всего на 10% дороже Golf. При этом сама плюсовская «база» богаче: АБС, полный электропакет, радио с СD и целых шесть подушек безопасности. Такая машина с самым скромным 75-сильным мотором у нас стоит 13 200 евро. Кондиционер поднимает цену на 840 евро, автоматическая коробка — на 1500. В России 1,4-литровый Plus продаваться не будет, самый дешевый 1,6-литровый будет стоить $21 290. Но то, что после его прихода французским Scenic, даже если они Grand, придется потесниться, — это аксиома. Хотя и в «Renault» тоже не лыком шиты — ведь начало европейским минивэнам положили именно они.

Но как бы там ни было, добавление перца, пусть даже черного, в крупную горошину, пошло Golf только на пользу.