Универсальные универсалы

Участники этого теста, казалось бы, воплощают все лучшее, что может дать владельцу автомобиль в кузове универсал: внушительный грузопассажирский потенциал плюс возможность комфортного, быстрого и безопасного передвижения по любым дорогам. Но вот беда: в принципе обладая всеми вышеперечисленными качествами, наши герои наделены каждым из них, скажем так, в разной степени. Попробуем разобраться, какой из универсалов универсальнее.

Участники этого теста, казалось бы, воплощают все лучшее, что может дать владельцу автомобиль в кузове универсал: внушительный грузопассажирский потенциал плюс возможность комфортного, быстрого и безопасного передвижения по любым дорогам. Но вот беда: в принципе обладая всеми вышеперечисленными качествами, наши герои наделены каждым из них, скажем так, в разной степени. Попробуем разобраться, какой из универсалов универсальнее.

Внешние отличия «боевого» Outlander от «гражданской» 2,4-литровой атмосферной версии минимальны: спереди — выразительная «ноздря» на капоте, сзади — шильдик Turbo. Ну и клиренс чуть меньше — известно ведь: чем ниже посадка, тем лучше управляемость, а для «заряженного» универсала, небезосновательно претендующего на почетное звание driver’s car, это вдвойне актуально.

Различия в экстерьерах обычного универсала Volvo V70 и героя нашего сегодняшнего теста — XC70 — куда более заметны. Взять хотя бы характерный пластиковый обвес, призванный защищать кузов вне асфальтовых дорог. Спокойствия на легком бездорожье водителю добавляют относительно большой дорожный просвет и надежная защита картера двигателя. (Выдающихся внедорожных свойств за XC70, впрочем, не числится, хотя покидать асфальт ему не в диковинку: к примеру, в 2000 году шведский журналист Кристер Герлак без особых проблем объехал за рулем V70 Cross Country — так именовалась модель до 2003 года — вокруг света.)

В интерьере Outlander — никаких дизайнерских изысков, разве что «спортивные» приборы с белыми шкалами, прикрытые оригинально выгнутым козырьком, аналоговые часы да накладки «под карбон». Оборудована машина, скажем так, без претензий на роскошь: из «излишеств» — пара люков (точнее, люк и большая стеклянная вставка над задними сиденьями) и комбинированная (кожа плюс алькантара) обивка сидений. Нет даже «родной» магнитолы. Но все необходимое вроде полного электропакета, «джентльменского» набора из четырех подушек безопасности, ABS, климат-контроля да подогреваемых передних сидений в наличии имеется.

На фоне Mitsubishi салон Volvo выглядит просто по-королевски. Что, в общем, и понятно — «люксовый» бренд как-никак. К тому же к нам на тест попал автомобиль в очень приличной комплектации: кожаный салон с отделкой натуральным деревом, раздельный климат-контроль с активным угольным фильтром и системой автоматического включения режима рециркуляции, встроенный телефон и т.д. и т.п. Все это опционное великолепие, конечно, облагораживает машину. Но и без него вполне можно обойтись (тем более что список стандартного оборудования Volvo XC70 и так достаточно широк).

Рабочее место водителя XC70, напоминающее тесный кокпит (у шведских автомобилестроителей это, похоже, национальное — вспомните SAAB), простором и впрямь не балует. Однако отсутствие «воздуха» — еще не повод для обвинений в эргономических просчетах. На самом деле сиденье (в особенности снабженное электроприводами и памятью настроек) вполне комфортно, регулируемая в двух плоскостях «баранка» приятно ложится в руки, а центральная консоль, поначалу пугающая обилием кнопок и кнопочек, организована очень разумно.

Водительское кресло Outlander не балует электрическими приводами, но спрофилировано вполне удачно. Есть настройка по высоте, правда, в небольших пределах. Рулевая колонка регулируется только по углу наклона, но удобно устроиться за большим четырехспицевым рулем вполне реально.

Комфортно в Mitsubishi и на задних сиденьях. Места для ног и над головой — в достатке, а наклон раздельных спинок можно менять. В отсутствие среднего пассажира к услугам крайних — широкий откидной подлокотник с парой подстаканников.

Не чувствуют себя обделенными жизненным пространством и обитатели салона XC70. Пожаловаться можно разве что на массивный центральный тоннель. С другой стороны, место посередке, как правило, детское. И малолетним пассажирам (тем, разумеется, чьи родители потрудились заказать задний диван, раскладывающийся в пропорции 40:20:40), прямо скажем, повезло. Под подушкой среднего сиденья спрятан удобный раскладной столик. Откидываешь подушку, ставишь на ее место детское креслице, поднимаешь столик — и готова игровая площадка!

Багажник универсального Volvo традиционно огромен и, за счет ровных стенок, удобен для перевозки практически любых грузов. К тому же наличествует довольно вместительное двухсекционное «подполье». Отдельного упоминания заслуживает мощная металлическая решетка, надежно удерживающая поклажу при резком торможении или столкновении (если же груза нет или его настолько много, что приходится складывать заднее сиденье, то решетка поднимается вверх и защелкивается под потолком).

Размер багажного отсека Mitsubishi воображение не поражает, однако с учетом трансформации полезный объем существенно увеличивается, превышая тысячу литров.

Багажник, конечно, играет в жизни владельца универсала заметную роль. Но, перефразируя известную поговорку, — не багажником же единым! В особенности это справедливо в отношении хозяина Outlander Turbo. Прокатитесь на этом Mitsubishi пару-тройку километров, почувствуйте зажигательный «турбоподхват» в районе 3000 оборотов коленвала в минуту, когда автомобиль, до этого ускорявшийся довольно-таки умеренно, буквально выстреливает, рассекая пространство массивным «клювом», и все подмеченные ранее недостатки гарантированно уйдут на второй план, уступив место пьянящей радости полета...

Впрочем, простите за банальность, у этой медали, как, впрочем, и у любой другой, имеется обратная сторона. Эйфория скоро пройдет. Причем тем быстрее, чем быстрее вы ехали. Отрезвление наступает при взгляде на неумолимо стремящуюся к нулю стрелку топливомера. При активном вождении, а Outlander Turbo на него откровенно провоцирует, «турбомонстр» пожирает свыше 20 литров бензина на «сотню»! Причем что попало он не «жует» — подавай «98-й». Бороться с раблезианским аппетитом, конечно, можно. Однако, даже не тревожа турбину, нам едва удавалось удерживать расход в границах 15 л/100 км. С другой стороны, давайте рассуждать трезво: турбоверсия Outlander адресована именно любителям быстрой езды, а если вас смущают высокие эксплуатационные расходы — покупайте автомобиль с атмосферным двигателем...

Справедливости ради отметим, что Volvo XC70 экономичным автомобилем тоже не назовешь. Два с половиной литра рабочего объема двигателя и, опять же, турбина способны нанести существенный урон семейному бюджету. Одна радость — при сопоставимом расходе горючего «швед» согласен довольствоваться «95-м».

А что касается динамики… Может, разгоняется XC70 и не так зажигательно, как Outlander Turbo, зато делает это заметно ровнее и, в конечном счете, реализует свои 210 лошадиных сил с большей пользой: максимум крутящего момента — 320 Нм — достигается уже при 1500 об/мин, и тянется эта «полка» до 4500 об/мин. Причем 5-диапазонная автоматическая коробка с возможностью выбора передач вручную и «зимним» режимом (XC70 можно приобрести и с 5-ступенчатой «механикой», но нам достался более популярный «автомат») впечатление отнюдь не портила.

К управляемости обоих участвовавших в тесте универсалов существенных претензий не возникло. Руль Outlander умеренно чувствителен, крены на виражах невелики. На высокой скорости автомобиль твердо стоит на прямой, уверенно перестраивается из ряда в ряд, лишь незначительно сбиваясь с курса на огрехах дорожного покрытия. Тем не менее расслабляться не стоит: на скользкой дороге Outlander способен сыграть с водителем злую шутку. В начале виража машина упрямится, продолжая скользить наружу всеми четырьмя колесами. Однако не вздумайте «заправлять» японский универсал в поворот резким сбросом газа — он может неожиданно провалиться в глубокий, трудно корректируемый занос. Хотя такое поведение довольно типично для автомобилей с постоянным полным приводом (в трансмиссии Outlander крутящий момент распределяется между осями поровну, однако до 15% момента может перебрасываться на мост, колеса которого имеют лучшее сцепление с дорогой; задний мост снабжен механическим дифференциалом повышенного трения).

На входе в вираж шведский универсал сперва демонстрирует склонность к недостаточной поворачиваемости, но в следующий момент охотно (даже, пожалуй, чересчур охотно) заныривает внутрь. Но, заметим, дело уже обходится без заноса, как это случалось за рулем V70 Cross Country. Спасибо электронно-управляемой многодисковой муфте Haldex, пришедшей в трансмиссии XC70 на смену вискомуфте, которой был оборудован прежний полноприводник. Принципиально оба этих устройства выполняют одну и ту же функцию — подключают задний мост при пробуксовке передних колес. Только Haldex делает это существенно быстрее. К тому же в борьбу с пробуксовкой активно включается электроника противобуксовочной системы TRACS. Хотя в напряженном повороте, особенно при переходе с сухого асфальта на более скользкое покрытие, и XC70 может «помести хвостом». Зато прямую Volvo удерживает с истинно нордической твердостью. В меру острый руль абсолютно не напрягает водителя даже на высоких скоростях, а изумительно энергоемкая подвеска легко и непринужденно «глотает» практически любые неровности. (Плавность хода XC70 хороша даже с базовой подвеской, а ведь можно еще заказать адаптивную, автоматически подстраивающую жесткость амортизаторов под индивидуальный стиль езды и качество дорожного покрытия.)

Тормозные системы скоростных универсалов серьезных нареканий тоже не вызвали. Из несерьезных — необходимость привыкать к чувствительной педали тормоза Outlander: на первых порах усилие приходится дозировать очень четко, иначе при замедлении с небольших скоростей машина просто встает колом. Зато уж если возникнет необходимость экстренного торможения, Mitsubishi точно не подведет. В полной мере это утверждение относится и к тормозам тестового Volvo. Ну а в случае фатальной нехватки тормозного пути уповайте на энергопоглощающую конструкцию кузова, подушки и ремни безопасности (изобретенные «Volvo», между прочим). В чем в чем, а в безопасности шведы знают толк, постоянно разрабатывая и внедряя на своих автомобилях новые системы. К примеру, с 2005-го модельного года «Volvo Cars» предлагает водоотталкивающее остекление WRG. Опция недешевая, но полезная. Ведь ламинированные стекла не только собирают дождевую воду в крупные, легко сдуваемые ветром капли, но и представляют дополнительную защиту от камней (пленка не дает стеклу разлететься на мелкие осколки)...

В общем, по итогам теста оба автомобиля нам откровенно симпатичны. Одна проблема: однозначно ответить на сакраментальный вопрос — кто из наших героев может претендовать на звание самого универсального универсала? — мы так и не смогли. Делегируем это почетное право покупателям. Напомним лишь, что японский универсал гораздо доступнее — за машину, аналогичную тестовой, дилеры просят $38 590. За «шведа» пришлось бы выложить куда более крупную сумму — $56 000.

И даже в «базе» ($43 900 с «механикой») XC70 окажется дороже Outlander Turbo. Но, во-первых, автомобиль очень неплохо укомплектован, а во-вторых, бренд «Volvo» тоже денег стоит.