Голыми руками

Трудно переоценить ответственность, лежащую на дизайнере автомобиля. Его творение, помимо того что должно просто понравиться миллионам людей, обязано отвечать тысяче технических требований и условий.

Трудно переоценить ответственность, лежащую на дизайнере автомобиля. Его творение, помимо того что должно просто понравиться миллионам людей, обязано отвечать тысяче технических требований и условий.

А посему именно автодизайн считается самой, пожалуй, сложной из прочих дизайнерских дисциплин. Можно считаться гениальным художником, но, чтобы нарисовать авто, которое впоследствии купят тысячи людей, нужно быть еще и инженером.


Страсть как хочется выпить. Собраться с коллегами вокруг большого стола и — естественно, стоя, не чокаясь, — помянуть кое-где еще агонизирующий, но в целом уже почивший отечественный автопром. Всем спасибо, все свободны — говорят нынче своим специалистам на многих предприятиях российского автопромышленного комплекса. «Новые» отечественные автопромышленники, затевающие очередную «отверточную» сборку, увы, в услугах доморощенных конструкторов, испытателей и технологов не нуждаются. Но если в современной России все вышеперечисленные специальности имеют весьма туманное будущее, то автодизайнерам, как это ни странно, беспокоиться пока не о чем. При желании они могут реализовать свои таланты в любой отрасли. Будь то промышленный, интерьерный или любой другой вид дизайна. Но главной и зачастую единственной целью молодых людей, получающих сегодня интересную и, к сожалению, практически не востребованную в нашей стране специальность, остается создание автомобилей.

Крупнейшим вузом, где сегодня готовят специалистов для автомобильной промышленности, остается Московский технический университет (в прошлом — МАМИ). Профессиональных автодизайнеров здесь начали готовить сравнительно недавно. Очевидно, в прошлом функционеры от высшей школы полагали, что эстетика транспортного средства — дисциплина второстепенная и от нее не зависят прочие параметры автомобиля. Однако порочность такой позиции убедительно доказала агония, в которой находится отечественный автопром — чуждая красоте система, десятилетиями отторгавшая смелые и уж тем более революционные идеи.

Сегодня тех, кто у нас располагает знаниями и опытом в сфере автодизайна, можно пересчитать по пальцам. Уникальность дизайнерской школы МАМИ в том, что ее выпускники — не только художники, но еще и инженеры. Помимо художественной они проходят полноценную техническую подготовку, что выгодно отличает их от выпускников многих, в том числе и иностранных, учебных центров.

— Хороший дизайнер должен уметь делать все, — уверен Александр Сорокин, заведующий кафедрой автодизайна МАМИ, — потому что дизайн — не просто умение рисовать, но умение мыслить, умение понять, что именно требуется человеку и как это воплотить. В процессе обучения нынешних студентов большое внимание уделяется разработке технического задания на проектирование. Здесь оценивается многое: кто потребитель, какими средствами он располагает, для чего ему нужен автомобиль, куда и на какие расстояния будет ездить, как машина станет эксплуатироваться и обслуживаться. Таким образом, можно прогнозировать средний уровень достатка целевой аудитории, а следовательно, и границы цены будущего изделия. Следующий шаг — программа и объем выпуска, на базе которого идет выбор технологии и материалов. (Если вы заметили, дизайнер пока еще и не начинал ничего рисовать.) Потом принимается решение по компоновке транспортного средства, и лишь затем — по стилю. Не имея прочной базы из всего вышеперечисленного, заниматься разработкой стиля автомобиля бессмысленно...

Нужно сказать, что сегодняшним студентам МАМИ, готовящимся стать профессиональными автодизайнерами, пришлось пройти суровый отбор. К экзамену допускаются лишь те, чьи творческие работы проходят предварительный конкурс, но и таких оказывается 4—5 человек на место. Что же касается приложения полученных во время учебы знаний, то здесь возможны варианты. Кого-то, в силу таланта, к себе приглашают ведущие мировые автопроизводители (выпускники МАМИ работают в Испании в дизайнерском центре «Audi», а идеи нынешних студентов при создании своих авто сегодня использует «Citroёn»). Впрочем, получить работу за границей пока способны единицы. Но найти применение полученным знаниям на ниве графического дизайна, дизайна интерьеров или каких-либо промышленных товаров удается почти всем.