Миф о подарке

В короткий период потепления советско-германских отношений Сталин якобы получил от Гитлера — в подарок к своему шестидесятилетию (то есть к 21 декабря 1939 года) — эксклюзивный «Мерседес-Бенц 540К». На поверку же история оказалась сплошной выдумкой... В конце 70-х годов в редакцию журнала «За рулем», где я тогда служил, заглянул высокий мужчина лет сорока. Он представился как Альф Йоханссон, швед по национальности, работающий диктором в Совинформбюро. Там он, журналист по профессии, читал тексты радиопередач на шведском языке.

В короткий период потепления советско-германских отношений Сталин якобы получил от Гитлера — в подарок к своему шестидесятилетию (то есть к 21 декабря 1939 года) — эксклюзивный «Мерседес-Бенц 540К».

На поверку же история оказалась сплошной выдумкой...


В конце 70-х годов в редакцию журнала «За рулем», где я тогда служил, заглянул высокий мужчина лет сорока. Он представился как Альф Йоханссон, швед по национальности, работающий диктором в Совинформбюро. Там он, журналист по профессии, читал тексты радиопередач на шведском языке.

Гость сообщил, что в СССР находится последний день и сегодня же вместе с молодой женой вылетает на родину. Швед хотел проинформировать меня, что на родине у него есть небольшой автомобильный музей, который он недавно пополнил двумя машинами, приобретенными в СССР. Автомобили редкие и дорогие, купленные в Москве у частных владельцев. Г-н Йоханссон утверждал, что оба автомобиля уже в его музее и вернуть их в Советский Союз невозможно. Именно поэтому он и решился информировать о них меня как председателя Клуба владельцев старинных автомобилей.

Что же это были за машины? Альф рассказал, что одна из них — «Хорьх-853» с кузовом кабриолет, другая же — куда более редкая модель «Мерседес-Бенц 540К» с заказным двухместным открытым кузовом работы фирмы «Эрдман унд Росси». «Хорьх» меня взволновал мало — по тем временам их в СССР в разном состоянии насчитывалось более десятка. А вот таких «Мерседесов» с заказными кузовами — единицы. Естественно, памятуя, что Йоханссон журналист, я попросил написать для журнала статью о его личном музее, снабдив ее снимками экспонатов. Альф

пообещал, но статьи я так и не получил. Много позже стало известно, что машина снова поменяла владельца и перешла в руки, кажется, Поля Карасика, американского коллекционера.

Карасик слыл собирателем автомобилей марки «Мерседес-Бенц». В начале 90-х годов он вместе с женой Барбарой приезжал в СССР на розыски дорогих трофейных «мерсов», а также гоночных «ауто-унионов». В связи с этим и встретился со мной, полагая, что я смогу ему помочь. Этот уже пожилой человек, сын эмигрантов, хорошо говоривший по-русски, рассказал мне о машинах из своей коллекции и подарил цветную фотографию одной из принадлежавших ему машин модели «540К». О покупке двухместного «Мерседеса» он тогда не сказал ни слова.

Что же представлял собой «Мерседес-Бенц 540К», вывезенный Йоханссоном из СССР и перепроданный затем в Америку? Заводское обозначение модели — «В-29». Она выпускалась с 1936 по 1939 год. После 1939 года по заказу рейхсканцелярии было сделано еще около полусотни машин с бронированными кузовами. Всего же небронированных машин этой модели выпустили 406 штук. Из них около сорока оборудовали кузовами берлинской фирмы «Эрдман унд Росси». Точное количество автомобилей с ее кузовами на короткобазном шасси (2980 мм) мне узнать не удалось, но похоже, что машин с двухместными кузовами кабриолет фирма изготовила около десятка.

На модели «540К» стоял верхнеклапанный, с 8 цилиндрами в ряд, двигатель, снабженный нагнетателем типа «Рутс», расположенным в передней части мотора. Нагнетатель вступал в работу при нажатии педали акселератора более чем на три четверти ее хода. Привод управления нагнетателем и карбюратором представлял собой довольно сложную систему, капризную при регулировке. При неработающем нагнетателе двигатель развивал мощность 115 л.с., а при включенном — 180 л.с. при 3400 об/мин. При такой мощности машина развивала скорость до 170 км/ч. При этом расход бензина был колоссальным — 27 литров на 100 км пути.

Начиная с 1939 года все автомобили этой модели снабжались пятиступенчатыми коробками передач. Колеса (передние и задние) подвешены независимо на винтовых пружинах, причем задние соединялись с рамой по схеме «качающиеся полуоси». Автомобиль, оснащенный двухместным кузовом, который официально назывался «специальный родстер», был очень красиво сложен, причем у дверей кузова в их верхней части конструкторы предусмотрели неглубокие выемки — словно для локтей водителя и пассажира. С таким кузовом «Мерседес-Бенц 540К» весил 2250 кг. Многие из этих авто после окончания войны вывезли в СССР, однако сохранились, как уже говорилось, единицы.

Автомобиль, о котором шла речь в начале статьи, окружала некая тайна. Согласно одному из мифов, в короткий период потепления советско-германских отношений Сталин якобы получил в подарок от Гитлера эксклюзивный «Мерседес-Бенц 540К». Подарок был приурочен к шестидесятилетию вождя, то есть к 21 декабря 1939 года. Но на этой машине Сталин публично никогда не появлялся — его любимыми автомобилями оставались американский «Паккард» и советский ЗиС-101А. Одно время машиной модели «540K», по слухам, пользовался сын диктатора — генерал Василий Сталин.

Но было это уже во второй половине сороковых годов. Сенсационная история, не правда ли? Но это чистейший вымысел. Этот автомобиль действительно был в СССР. Но появился он в Москве уже после войны, в 1946 году.


НАША СПРАВКА

Из сохранившихся в архиве фирмы документов следует, что автомобиль «Мерседес-Бенц 540К» с кузовом «специальный родстер» и шасси №408383 был отгружен с завода 31 января 1939 года. В книге сдачи готовой продукции, копию выписки из которой мне любезно предоставили, значится, что этот автомобиль приобрел Рольф Хорн, владелец берлинской фармацевтической фирмы «Братья Хорн». До 1945 года машина находилась в гараже на Бисмаркштрассе в Берлине. В СССР она попала в руки частного лица и получила государственный номер М-990189.

В середине 70-х годов этот «Мерседес-Бенц» купил через комиссионный магазин шведский журналист Альф Йоханссон, работавший в Москве, и вывез его в Швецию. Новый владелец предложил машину центру старинных автомобилей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте, но потребовал за него непомерную цену. В конце концов швед продал машину в США, где она находится сейчас в частной коллекции.

Инициатором мифа оказался сам Йоханссон. Стремясь набить машине цену, он поместил в одном из американских журналов «трогательную» историю о подарке одного диктатора другому. Расписал подробности поездки на подмосковную дачу к какому-то безымянному генералу, которому принадлежал этот автомобиль. Слух покатился, и вскоре машина нашла в Америке нового владельца.