Родоначальник

Принято считать, что первый в мире минивэн придуман компанией «Renault». Однако поклонники американского автопрома весьма скептически относятся к этому утверждению. По их мнению, первый автомобиль с таким типом кузова построила компания «Chrysler», показавшая в 1983 году модель Voyager, впоследствии вызвавшую огромный спрос.

Принято считать, что первый в мире минивэн придуман компанией «Renault». Однако поклонники американского автопрома весьма скептически относятся к этому утверждению. По их мнению, первый автомобиль с таким типом кузова построила компания «Chrysler», показавшая в 1983 году модель Voyager, впоследствии вызвавшую огромный спрос. По крайней мере законодателем моды на минивэны в Америке стал именно «Chrysler». Стоит отметить, что иногда в продаже можно встретить автомобиль под названием Chrysler Grand Voyager (отличается от обычного увеличенными габаритами), а также очень похожий на него внешне Chrysler Town&Country. У последней машины очень богатое оснащение и исключительно 6-цилиндровые двигатели (кстати, Grand Voyager и Town&Country продавались только за океаном).

Существуют Chrysler Voyager двух видов — для американского рынка и европейского. Вроде бы никакой разницы между ними нет, однако при внимательном изучении оказывается, что у минивэнов, предназначенных для Старого Света, не только оцифровка спидометра выполнена в километрах. У этих авто лучшая шумоизоляция, более жесткая подвеска, немного другое рулевое управление, стеклянные передние фары (на «американцах» — пластиковые). Как показывает опыт, европейские автомобили чуть надежнее, однако стоимость их эксплуатации немного выше. Например, передние фары для машин из Америки дешевле, да и достать их проще. Кстати, о фарах — передняя оптика на Voyager образца 1995—2001 годов, особенно предназначенных для рынка США, светит не самым лучшим образом, что особенно наглядно проявляется в зимнее время. Поэтому рекомендуется сразу после покупки машины поставить дополнительные лампочки, а еще лучше — приобрести комплект «ксенона» (вместе с установкой — около $300—400).

Помимо осмотра кузовных элементов и шильдиков стоит проверить и VIN-номер машины, содержащий очень много информации, — он расположен под лобовым стеклом (на водительской двери должна быть наклеена табличка, по которой можно проверить дату сборки). Voyager может иметь модификации с одной или двумя боковыми дверями и 5, 6, 7 или даже 8 сиденьями! Комплектация машины может быть самой разной. Наиболее простые минивэны не имеют даже электроприводов стекол и кондиционера. И это еще ничего! Продававшиеся в США Dodge Caravan (копия Chrysler Voyager) иногда встречаются не только без электроприводов зеркал, но даже без их механической регулировки! Водителю в таком случае приходится выходить из салона и руками настраивать под себя зеркало... У Chrysler, считающегося престижнее Dodge, до такого маразма не доходит, однако откровенно «бедные» машины встречаются.

Но обычно Chrysler Voyager имеет необходимый электропакет и «кондей», а в дорогих модификациях присутствует даже кожаный салон, электроприводы стекол и трехзонная климатическая система (в последнем случае надо сразу приготовиться к тому, что на подержанной машине будут гнилые трубки кондиционера, идущие в заднюю часть салона). Увы, но даже в дорогих комплектациях отсутствует фильтр вентиляции салона, из-за чего пыль и даже мелкие мошки попадают внутрь машины.

Электрика — слабое место этого автомобиля. Обычно «глюки» возникают из-за окислившихся или отошедших контактов или сломанных реле. По счастью, на Voyager можно провести сканирование ошибок в «мозгах», что во многих случаях помогает найти проблему. Поэтому перед покупкой необходимо проверить работоспособность всех электронных систем, фар, стеклоочистителей, вентилятора печки и так далее.

И это не пустой совет — у Voyager проблемы здесь случаются частенько.

На Chrysler Voyager ставили пять двигателей, но далеко не все из них мастера рекомендуют для покупки. Самый опасный — 2,5-литровый дизель мощностью 116 л.с., выпускавшийся компанией VM (обычно он встречается на европейских вариантах Voyager, хотя его продавали и в США). Сам по себе этот мотор неплох и экономичен, однако в случае каких-либо проблем его ремонт будет стоить фантастических денег. Поэтому если и покупать автомобиль с таким силовым агрегатом, то только с минимальным пробегом, а еще лучше — новым. Ну а если машине исполнилось уже 7—10 лет, нужно быть очень осторожным при выборе дизельного Voyager (лучше всего вообще от него отказаться).

С бензиновыми моторами несколько проще, хотя и они могут таить в себе опасность. Самые скромные Voyager (они продавались в основном в Европе) имеют 2-литровый 4-цилиндровый двигатель мощностью 133 л.с. Есть еще один похожий мотор объемом 2,4 л (150 л.с.). Главный минус данных агрегатов заключается в том, что они очень легко подвержены перегреву, из-за чего не только «пробивает» прокладку, но частенько «ведет» и саму «голову». Поэтому иногда ремонт 4-цилиндровых моторов приходится делать уже при 70—120 тыс. км, что выливается в сумму $600—800. Кроме того, моторы объемом 2,0 и 2,4 л имеют в приводе газораспределительного механизма ремень, который надо менять вместе с двумя роликами через 50—60 тыс. км (иначе могут быть крупные неприятности).

Самыми лучшими считаются двигатели V6 объемом 3,3 и 3,8 л, которые по американской традиции обладают не самой высокой мощностью: 158 л.с. в первом случае и 178 л.с. или 183 л.с. — во втором (автомобили с 3,3-литровым агрегатом встречаются заметно чаще и стоят дешевле, чем с объемом 3,8 л). V6 имеют отличную тягу во всем диапазоне оборотов, что позволяет уверенно выходить на обгоны. Но все же самый главный козырь 6-цилиндровых движков — их большой ресурс. К тому же и обслуживание этих агрегатов заметно дешевле 4-цилиндровых! И это связано как с тем, что они ломаются довольно редко, так и с конструктивными особенностями — у V6 нет ремня ГРМ. Вместо него стоит мощная и чертовски крепкая цепь.

Как правило, Chrysler Voyager оснащены автоматической коробкой передач, однако на машинах с 4-цилиндровыми бензиновыми агрегатами и дизелем иногда стоит «механика» (особенно если они изначально проданы в Европе). «Ручная» КП проявила себя довольно неплохо, а вот «автомат» может подкачать. Иногда даже при регулярном техобслуживании уже к 70—100 тыс. км трансмиссия требует серьезного ремонта, который обычно обходится в $1500—1700, а уж к 150—180 тыс. км поломки АКП — и вовсе совершенно нормальное явление. Поэтому настоятельно рекомендуется при первых признаках какой-то неполадки коробки передач тут же ехать на «автоматический» сервис. В этом случае, возможно, придется заменить только фрикционы, хотя и это обойдется примерно в $500—800. Чтобы АКП служила как можно дольше, масло в ней надо менять каждые 20—30 тыс. км, причем заливать нужно не «Dexron», а продукцию компании «Mopar» (а иначе коробка очень быстро «умрет»).

Иногда можно найти полноприводные Chrysler Voyager с мотором V6, созданные австрийской компанией «Steyr». Если удастся встретить такой автомобиль в хорошем состоянии за приемлемые деньги, то это просто здорово. По крайней мере зимой проблем не будет. К полноприводной трансмиссии претензий никаких нет, однако покупатели должны знать, что эксплуатация Voyager 4x4 обходится дороже стандартных переднеприводных аналогов. Расход топлива при наличии полного привода больше (примерно на литр, хотя и без него минивэн с V6 потребляет немало — в городе около 18—20 л на «сотню»). Кроме того, задняя подвеска в этом случае полностью независимая, она требует больше внимания, да и запчасти получаются недешевыми.

Переднеприводные же Voyager имеют сзади архаичную, но чрезвычайно надежную зависимую подвеску с неразрезной балкой, способной пережить атомную войну, рессорами и амортизаторами. Кроме последних элементов ломаться сзади, по сути, нечему (рессоры выходят из строя крайне редко, а их замена стоит $250—300). Передняя подвеска тоже достаточно простая и более-менее надежная. Все, конечно, зависит от манеры езды и загрузки машины, но в среднем 80—100 тыс. км шаровые опоры ($100 за обе с учетом работ) и амортизаторы ($200 за пару с работой) должны прослужить. Чаще придется менять только втулки и стойки стабилизатора и, что уже действительно неприятно, подшипники ступиц. Последние по отдельности не продаются, и приходится покупать всю ступицу целиком, что стоит немало — около $150—240 за каждую в зависимости от производителя!


ЭКСКУРС

Корпорация «Chrysler» представила свой первый минивэн в конце 1983 года — правда, сначала машина была показана как Plymouth Voyager, но затем появились Dodge Caravan и Chrysler Voyager (в США считается, что «Plymouth» делает наиболее простые машины, «Dodge» — чуть «круче», а уже затем следует довольно престижный «Chrysler»). Voyager выпускали как в стандартном варианте, так и в удлиненном (версия Grand). Кроме того, на американском рынке продавалась модель Chrysler Town&Country — наиболее роскошная модификация минивэна.

Сначала Chrysler Voyager оснащался 4-цилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем объемом 2,2 л мощностью 84 л.с. (с 1986 года — 96 л.с.), а также мотором объемом 2,6 л мощностью 92 л.с. (с 1986 года — 101 л.с.). Однако постепенно гамма силовых агрегатов расширялась, и Voyager первого поколения получил моторы объемом 2,0 л (131 л.с.), 2,4 л (147 л.с.), 2,5 л (100 л.с.), 2,5 л с турбонаддувом (150 л.с.), 3,0 л (142 л.с.), 3,3 л (150 л.с.), 3,8 л (162 л.с. или 164 л.с.)

В 1988 году Chrysler Voyager пережил модернизацию. Второй рестайлинг пришелся на 1990 год, и, кстати, тогда же был впервые представлен полноприводный минивэн, созданный австрийской компанией «Steyr». А в 1992 году в той же Австрии началась сборка Chrysler Voyager для европейского рынка.

В 1995 году был показан Voyager второго поколения. Этот автомобиль задал новые стандарты в классе «однообъемников». Chrysler Voyager II оснащался бензиновыми моторами объемом 2,0 л (133 л.с.), 2,4 л (150 л.с.), 3,3 л V6 (158 л.с.) и 3,8 л V6 (178 л.с. или 183 л.с.), а также дизелем производства компании VM объемом 2,5 л (116 л.с.). Привод обычно передний, но при наличии двигателя V6 он мог быть и полным.

В 2001 году свет увидел Voyager третьего поколения. Хотя, по большому счету, этот автомобиль представляет собой всего лишь серьезно модернизированную версию второго Voyager. На данный момент Chrysler Voyager оснащается бензиновыми моторами объемом 2,4 л (147 л.с. или 152 л.с.), 3,3 л V6 (174 л.с. или 182 л.с.), 3,8 л V6 (218 л.с.), а также дизелями объемом 2,5 л (143 л.с.) и 2,8 л (150 л.с.).


Chrysler Voyager — один из самых вместительных легковых автомобилей на вторичном рынке. Если у вас большая семья, да еще и собака в придачу, Voyager просто незаменим. Однако у американского минивэна есть и недостатки. Увы, но владельцы этой модели предъявляют претензии к ее надежности, да и расход топлива у Voyager немаленький.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:

— Когда речь заходит о семействе минивэнов, применительно к Chrysler Voyager приставка «мини» уже не подходит. Это настоящий крейсер дорог — тяжелый, вместительный и, главное, внушительный. Как и у всех автомобилей марки «Chrysler», никаких сложностей при ремонте Voyager не возникает. Технологические подходы довольно удобные, а детали относительно дешевые и доступные. Но не все так безоблачно и с ним. Вес и габариты Voyager резко снижают круг сервисов, способных принять гиганта в ремонт.

Кроме того, при покупке Chrysler Voyager надо быть крайне осмотрительным. Большая часть этих минивэнов попадает в Россию через Литву, куда, в свою очередь, их привозят в виде обломков, купленных на соответствующих аукционах аварийных машин. Ничем другим нельзя объяснить удивительно низкие рыночные цены на вполне солидные авто с двигателями рабочим объемом от 2,4 л. При этом сам факт продажи вылизанного и блестящего Voyager в респектабельном салоне ни в коей степени не снижает риск покупки битого и изношенного в прокате или такси автомобиля. Результаты проверок таких машин в нашей фирме крайне неутешительны. Из 10 претендентов приличными можно было признать не более 2—3 экземпляров.


Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор кредитной компании «Кредитмэн», к.э.н.:

— Chrysler Voyager — один из самых популярных семейных автомобилей. Существует несколько возможностей покупки Chrysler Voyager в кредит. Основные требования программ автокредитования можно разделить на две группы: размеры кредитной ставки и первоначального платежа — чем больше первоначальный платеж, тем ниже ставка. Так, при 10-процентном первоначальном платеже процент за кредит составит 10% годовых, а при 30-процентном первом платеже ставка за кредит будет 9% годовых.

В качестве примера возьмем автомобиль Chrysler Voyager 2001 года выпуска за $14 000. Расходы по оформлению кредита составят $150, страховка ОСАГО — 5940 рублей, КАСКО — $1540. Ежемесячный платеж при первоначальном платеже $4200 (30% от стоимости автомобиля) составит $312, переплата за пользование кредитом — $1432 при трехлетнем кредите. При первоначальном взносе $1400 (10% от стоимости авто) ежемесячная выплата выльется в $432 на срок 3 года, а переплата составит $2959.

Если заемщиком является семейный человек, что в случае с Chrysler Voyager наиболее вероятно, то обязательным условием данных кредитных программ станет подписание обоими супругами кредитного договора (одним — в качестве заемщика, другим — в качестве поручителя). Досрочное погашение кредита возможно с первого дня, а после 6 месяцев досрочное погашение кредита становится бесплатным.


Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.creditman.ru.