Переходный возраст

Нелегкое детство российского автомобильного рынка подходит к концу. Наступает еще более сложный подростковый период.

Нелегкое детство российского автомобильного рынка подходит к концу. Наступает еще более сложный подростковый период.


Не хотел бы оказаться пророком, но если тенденции, наметившиеся на отечественном рынке новых иномарок, сохранятся еще в течение некоторого времени (к чему есть все основания), то моторизованную часть населения страны ожидает масштабный кризис. Нет, это не «черный вторник» и не очередной дефолт. Если темпы роста продаж не снизятся, то уже через два-три года автомобили просто негде и некому станет обслуживать, поскольку сервисная инфраструктура уже сегодня сильно отстает от необходимого уровня. Где это видано, чтобы увеличение продаж марки, скажем, на 10—15% расценивалось не как революционный прорыв (по меркам Западной Европы и США), а как топтание на месте. И неудивительно, что растущая с каждым годом любовь россиян к новым иномаркам все сильнее осложняет жизнь традиционно отечественным производителям, ряды которых постепенно редеют.

По данным Минпромэнерго, в России в 2005 году было произведено на 60 000 авто меньше, чем в 2004-м. Объем производства традиционно российских легковушек составил 1,05 млн. штук, что на 100 000 не дотягивает до прогнозируемого ранее уровня. В Минпромэнерго полагают, что спад производства произошел из-за потери рабочего времени в связи увеличением нерабочих дней в начале года, снятия с производства на «ИжАвто» автомобиля «Иж-Ода», а также уменьшения выпуска автомобилей на ГАЗе, ЗМА в Набережных Челнах и СП «GM-АвтоВАЗ». Кроме того, «АвтоВАЗ» прекратил выпуск машинокомплектов для ВАЗ-2106. Однако недостачу компенсирует грузовой транспорт. В ушедшем году рост производства по грузовикам составил 101% к уровню 2004 года, что нельзя не отметить как позитивный и весьма обнадеживающий общеэкономический фактор.

Впрочем, и на крупнейшем отечественном автогиганте надежды не теряют. Пресс-служба «АвтоВАЗа» рапортует о 648 000 проданных на отечественном рынке легковушках, что на 3,7% больше показателей 2004 года. Кроме того, в 2005-м из цехов предприятия всего выехало 721 492 автомобиля (включая экспортные), 5,4% из которых — сверх плана. Между тем насколько адекватными и эффективными окажутся активное вмешательство государства в дела завода и последние кардинальные кадровые перестановки, пока неизвестно. К тому же еще не факт, что обещанные новым руководством госинвестиции пойдут впрок, а не окажутся новой дозой смертельного наркотика, без которого «АвтоВАЗ» худо-бедно пытается обходиться последнее десятилетие, сохраняя за собой львиную долю рынка новых автомобилей (более 50%) и российского автопарка в целом.

Если же говорить о новых иномарках, то по сравнению с 2004 годом, когда было продано чуть больше 350 000 новых авто (без учета Chevrolet Niva), год 2005-й принес сумму, равную (по предварительным оценкам) 574 000 авто, говорящую о более чем шестидесятипроцентном росте. Как и несколько предшествующих лет, динамика развития рынка превзошла многие, в том числе и наиболее смелые, прогнозы аналитиков.

За исключением незначительных перестановок существенных изменений в десятке лидеров не произошло — в целом игроки остались прежние. «Hyundai» с результатом 87 500 продаж еще крепче закрепился на первом месте. Во многом это заслуга российских Accent (32 741 шт.) и Sonata (10 890 шт.), на которые пришлось более 50% общего объема продаж марки. Хотя импортированные модели продаются тоже весьма ходко и дружно. Например, самая популярная из них — Hyundai Getz — была куплена в прошлом году 15 178 раз, а Elantra — 11 704. За ушедший год увеличила отставание от лидера «Toyota». Она по-прежнему вторая, но 38%-ного роста (против 73% у «Hyundai») оказалось недостаточно, чтобы удержаться вплотную за лидером. К тому же с третьего места к японскому концерну вплотную подобрался «Ford», активно наращивающий мощности своего завода во Всеволожске. А вот времена динозавра отечественного авторынка компании «Уз-Daewoo», похоже, окончательно уходят. С четвертой позиции ее беспардонно вытеснила «Mitsubishi». Последняя (но, на наш взгляд, весьма иллюзорная) надежда «узбеков» — грядущий рестайлинг Daewoo Nexia. Хотя заслуженному ветерану даже при поддержке малышки Matiz вряд ли удастся совладать с активно прогрессирующим в России японским брендом. Более того, с шестого места «узбеков» усиленно подпирает другой трансконтинентальный монстр — «Nissan». Надо полагать, его вполне обоснованные амбиции в будущем не ограничатся скромной шестой позицией.

В пользу французов поменялись местами в рейтинге «Kia» и «Renault». Думается, эта парочка в наступившем году будет жестко конкурировать благодаря растущим объемам внутренней сборки автомобилей. Обещавшая стать бестселлером ижевская Kia Spectra пока не может похвастать таким спросом, как московский Renault Logan. По некоторым данным, сумма собранных на него заказов уже втрое превышает количество проданных автомобилей. Logan c 7057 продажами в рамках своего бренда занимает уже третье место после Renault Megane II (8751 шт.) и Renault Clio Symbol (7666 шт.). Так или иначе, но более чем 80%-ное увеличение продаж достигнуто благодаря началу производства самой дешевой французской модели.

Если кому-то в текущем году и окажется по плечу существенно изменить положение вверху турнирной таблицы, то возмутителем спокойствия наверняка окажется «General Motors». Продукция южнокорейской «GM-Daewoo Auto & Technology» — выходящие под маркой «Chevrolet» модели Aveo, Lacetti и Evanda — весьма рьяно стартовала на российском рынке. При общем объеме продаж GM в 30 428 автомобилей (без учета продукции «GM-АвтоВАЗ» концерн продемонстрировал рост в 2,5 раза) на долю Chevrolet из них пришлось две трети. И если учесть потенциальные возможности появившейся в конце года Chevrolet Lanos (за $9000) украинской сборки, то перспективы американского концерна можно назвать весьма радужными.

А вот кто не перестает удивлять экспертов последние два года, так это «Mazda», скачущая вверх по турнирной таблице через несколько ступенек. По предварительным данным, в 2005 году рост бренда составил рекордные 146%. Бестселлерами продаж здесь по-прежнему остаются Mazda3 (11 487 единиц) и Mazda6 (8455 единиц).


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Валерий ТАРАКАНОВ, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы компаний «Рольф»:

— К окончанию текущего года объем продаж новых иномарок в России может достичь 840 000 штук. Наибольшего темпа роста (+68%) следует ожидать в сегменте легких коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 т. Сюда относятся легкие развозные фургончики на базе легковых авто, микроавтобусы и грузовые фургоны на их основе, малотоннажные грузовики и пикапы. Спрос на них стремительно увеличивается благодаря развитию потребительского рынка в крупных городах. Кроме того, из-за роста цен на моторное топливо растет интерес к экономичным дизельным двигателям. А наименьшими темпами (+18%) будет развиваться сегмент MPV (микровэны, компактвэны, минивэны). Российский массовый потребитель еще недостаточно богат, чтобы, как в США или Западной Европе, использовать минивэн в качестве семейного авто. Пока большинство покупателей решают более скромную задачу — поменять свой отечественный автомобиль или иностранный секонд-хэнд на первую в жизни новую иномарку.


НАША СПРАВКА

Согласно предварительной оценке аналитиков ИО «Ladaonline», в 2005 году на покупку автомобилей россияне потратили $22,2 млрд. Это на 32% больше, чем в 2004 году. Рост емкости российского рынка произошел в основном благодаря существенному приросту продаж новых иномарок. На них россияне потратили в прошлом году около $13 млрд. (по данным других экспертов — более $17 млрд.). Еще порядка $4 млрд. было израсходовано на подержанные иномарки. Дилеры, реализующие автомобили Lada, собрали с потребителей в прошлом году $4,64 млрд. На другие отечественные марки пришлось всего около $560 млн. Стоит отметить, что некоторую долю (примерно 15—20%) от общего объема денежных средств, потраченных в 2005 году на автомобили, внесли в общую копилку банковские учреждения, интенсивно развивающие программы автокредитования.