Мерзлый сезон

Как только первые автомобили начали колесить по дорогам, их создатели приступили к поискам жидкости, способной заменить воду в системах охлаждения двигателей. Слишком уж хлопотной оказалась эксплуатация машин при отрицательных температурах.

Как только первые автомобили начали колесить по дорогам, их создатели приступили к поискам жидкости, способной заменить воду в системах охлаждения двигателей. Слишком уж хлопотной оказалась эксплуатация машин при отрицательных температурах.


Уже довольно давно во всем мире автомобильные антифризы делают на основе этиленгликоля. Любопытно, что в чистом виде он замерзает уже при 12 градусах мороза. Но стоит подмешать к этиленгликолю всего два процента воды — и смесь начнет превращаться в лед уже при минус 20 градусах. С увеличением доли воды температура застывания раствора только понижается. Так продолжается, пока количество воды в растворе не составит 65—70%. Чтобы заморозить эту жидкость, потребуется 70-градусный мороз. Дальнейшее разбавление раствора водой вызывает обратный эффект — температура замерзания растет. Раствор 25-процентного этиленгликоля в воде застывает уже при минус 10 градусах.

При замерзании растворы этиленгликоля в воде не меняют своего объема. Так что двигатель и радиатор от замерзания антифриза не страдают. Все было хорошо, но раствор этиленгликоля обладает еще и высокой коррозийной активностью к цветным металлам, а также склонностью к вспениванию. Поэтому в раствор вводят специальные присадки, призванные подавлять отрицательные свойства антифриза.

Охлаждающую жидкость с набором присадок и 40-процентным содержанием этиленгликоля знает каждый автолюбитель. Это «Тосол А40». Ассортимент охлаждающих жидкостей, выпускавшихся в СССР, разнообразием не отличался. Настолько, что марка «Тосол», основной антифриз тех времен, стала именем нарицательным, по сей день автолюбители называют «тосолами» любые охлаждающие жидкости (ОЖ), в том числе и импортные.

Всенародная популярность тосолу, вернее, его потребителям, аукнулась. Под этой торговой маркой на рынок запасных частей и расходных материалов проникают практически все подделки антифризов. «Левых» ОЖ под импортными марками почему-то практически не встречается. По опыту «коллективного бессознательного» околоавтомобильного сообщества вероятность нарваться на фальсифицированный тосол приблизительно равна 10—20%. Процент на первый взгляд невелик, но кто даст гарантию, что «левак» не достанется именно тебе?

Достаточно регулярно публикуемые в спецлитературе результаты исследований антифризов показывают, что жидкости, встречающиеся в продаже под видом тосола, порой замерзают уже при минус 30 градусах. А настоящий «Тосол А40» гарантированно сохраняет текучесть при 40 градусах мороза.

Безымянные создатели «левых» ОЖ особо не морочат себе голову присадками в составе своих растворов. Поэтому коррозия алюминия, из которого делают блок, головку блока цилиндров и многие радиаторы, происходит порой в десятки раз интенсивнее, чем оговорено в стандартах.

Самое печальное в этой ситуации то, что даже специалисты затрудняются назвать критерии, по которым, глядя на витрину автомагазина, можно определить качество антифриза. Производители, защищая свой продукт от подделывания, упор делают на оригинальность канистр и всевозможных наклеек-этикеток на них. «Умельцы» четко отслеживают «новые веяния», и процесс подделывания тары, очевидно, остановится только тогда, когда производство канистр для розлива поддельного тосола станет экономически невыгодным. А тем временем за «гонку вооружений» на поле контрафактной битвы расплачивается покупатель, поскольку в стоимости антифриза цена «посуды» занимает далеко не последнее место. Этим пользуется другая категория производителей некачественных ОЖ. Они не прикрываются торговой маркой известного производителя — собственная вполне устраивает. Эти либо не владеют технологией производства антифриза, либо используют второсортное сырье, либо экономят на присадках и т.д. Просто свою отраву для системы охлаждения двигателя они предлагают по бросовым ценам.

А ряды автомобилистов-«экономистов» сейчас, как и во все времена, плотны. Совет тут может быть только один: покупайте ОЖ солидных марок в проверенных автомагазинах и не экономьте «на спичках». В случае чего замена алюминиевой головки блока обойдется дороже.

Несколько проще обстоит дело с определением качества антифриза, уже залитого в систему охлаждения. Стандартный комплект антикоррозийных присадок теряет свои свойства после 500—700 часов работы в дизельном двигателе и 700—1000 часов в бензиновом двигателе. Если перевести эти цифры в пробег автомобиля, то это 30—60 тыс. км. «Вилка», скажем прямо, солидная, поэтому рекомендуется обращать внимание на два показателя качества работающего антифриза. Прежде всего — плотность жидкости. Она, конечно, не связана напрямую с содержанием присадок в ОЖ, а говорит о соотношении этиленгликоля и воды. Плотность антифриза должна укладываться в диапазон 1,065—1,085 г/куб. см. Измерения проводят при 20 градусах тепла. При любых других величинах плотности увеличивается интенсивность, с которой коррозия действует на металлические детали системы охлаждения. Одновременно растет опасность преждевременного замерзания антифриза.

Второй фактор — цвет антифриза, который изменяется в процессе эксплуатации и может служить своеобразным индикатором срабатывания присадок. Нынче в продаже можно найти охлаждающие жидкости чуть ли не всех цветов радуги. Но чаще всего они имеют синий или зеленый цвет. Своеобразным «рубиконом», после которого смена тосола становится объективно необходимой, является момент появления явственно желтого оттенка в жидкости.

Течь системы охлаждения двигателя ликвидируют заменой «дырявого» узла. Если на нормальный ремонт нет времени или финансов, можно попытаться вылечить систему с помощью герметика радиатора.Например, компания «Liqui Moly» предлагает для этих целей препарат «Kuhler Dichte». Он герметизирует небольшие места утечек в радиаторе, пористость металла в местах пайки, волосяные трещины. Эти повреждения, как известно, достаточно трудно локализовать. «Kuhler Dichte» можно использовать совместно со всеми видами присадок в системе охлаждения и любыми антифризами.

Антифриз «AGA-Z65» предназначен для систем охлаждения бензиновых и дизельных двигателей легковых и грузовых автомобилей всех марок. Обеспечивает эффективную работу систем охлаждения без смены охлаждающей жидкости до 5 лет или 150 000 км пробега. Содержит мощный пакет антиокислительных, антикоррозионных, антипенных и антифрикционных присадок, защищающих металлические детали системы охлаждения и двигателя от коррозии и кавитации. В составе антифриза имеются также ингредиенты, защищающие резиновые детали от старения, что, в частности, обеспечивает долговечную работу сальников помпы.Флуоресцирующий краситель этой охлаждающей жидкости облегчает поиск мест течи. «AGA-Z65» обладает высокой термостабильностью и «живучестью» присадок, что позволяет применять его в системах охлаждения в диапазоне температур от -65°С до +137°С. Повышенная теплоемкость и хорошая смачивающая способность препятствуют образованию локальных зон перегрева. Допускается смешивание с качественными антифризами и тосолами любого цвета, изготовленными на основе этиленгликоля (кроме карбоксилатсодержащих). Цена — 425 руб. за 5 литров.

Антифризы «CoolStream» — абсолютно новые и единственные российские антифризы нового поколения на основе солей органических карбоновых кислот. Произведены по технологии «ChevronTexaco», в конце 90-х годов завоевавшей доверие ведущих западных автопроизводителей, большинство из которых перешли на использование карбоксилатных антифризов. Используются присадки компании «Arteco» (Бельгия) — совместного предприятия «Chevron» и «Total». «CoolStream Premium» — антифриз премиум-класса с максимальным эксплуатационным ресурсом (увеличенная концентрация присадок) — 250 000 км без замены или 5 лет использования. Покупателям предлагается «CoolStream Premium» как готовый к применению, так и концентрат. «CoolStream» и конкуренты принципиально по-разному защищают систему охлаждения двигателя от коррозии.

Антифризы-конкуренты, содержащие ингибиторы коррозии неорганического происхождения, грешат выпадением обильных отложений по всем внутренним поверхностям системы охлаждения. Толщина этой «шубы» порой достигает 1000 ангстрем, что сильно ухудшает теплообмен, двигатель начинает перегреваться. «CoolStream» же создает защитную пленку исключительно в местах образования коррозии. Ее толщина не превышает 60 ангстрем — в 17 раз тоньше, чем у традиционных импортных антифризов. На металлических поверхностях, не подверженных коррозии, никаких осадков вообще не наблюдается. За счет такой «адресной защиты» присадки-ингибиторы коррозии расходуются гораздо медленнее, из-за чего эксплуатационный ресурс «CoolStream Premium» достигает 250 000 км без замены или 5 лет использования. «CoolStream» имеет допуски «DaimlerChrysler», «Ford», MAN, ТагАЗ (Hyundai), Иж-АВТО (KIA), «АвтоВАЗ», ГАЗ, КамАЗ, МАЗ, ЗиЛ, ЛиАЗ, СеАЗ, ЯМЗ, ЗМЗ, ММЗ. Проходит первоначальную заливку на ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) в автомобили Hyundai Accent, Hyundai Sonata, КамАЗ, ЛиАЗ, СеАЗ, ГолАЗ, МАЗ. На «АвтоВАЗе» — в рамках производственных испытаний. Цена — 405 руб. за 5 литров.

Главное отличие тосола «Sintec ОЖ-40» — это новейшая антикоррозийная формула, которая обеспечивает надежную защиту металлических деталей двигателя от коррозии. Результаты испытаний в НИИ автотранспорта подтверждают, что тосол «Sintec» имеет увеличенный в три раза срок эксплуатации. По итогам испытаний тосол «Sintec» получил допуск Межведомственной комиссии при Госстандарте РФ №3423/962. Тосол «Sintec ОЖ-40» награжден дипломом лауреата конкурса «100 лучших товаров России». В соответствии с требованиями лидеров автомобилестроения из состава «Sintec ОЖ-40» исключены нитриты и амины. Цена — 185 руб. за 5 литров.

Антифриз «Торса ТОСОЛ 103» — результат разработок отечественных инженеров в области защиты металлов от коррозии на основе солей карбоновых кислот. «Торса ТОСОЛ 103» относится к категории карбоксилатных антифризов. Представляет собой моноэтиленгликоль, содержащий сбалансированную композицию ингибиторов коррозии. Эта технология обеспечивает высокую степень защиты от коррозии и кавитации всех конструкционных материалов системы охлаждения двигателя и длительный интервал смены охлаждающей жидкости — 5 лет (250 000 км). При этом теплообмен между двигателем и системой охлаждения остается на высоком уровне, поскольку охлаждающая жидкость образует более тонкие защитные пленки на поверхности конструкционных материалов системы охлаждения. «Торса ТОСОЛ 103» не содержит нитритов, нитратов, фосфатов, силикатов, боратов и аминов, которые оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду и организм человека. При этом он обладает повышенной химической стабильностью при разбавлении водой повышенной жесткости и высокой стабильностью при повышенных температурах. Цена — 300 руб. за 5 литров.