3545

«Антел» почти не виден

Российского авто на топливных элементах не будет
Вы, верно, будете смеяться, если я скажу, что у российского автопрома еще вчера — каких-то полгода назад — был шанс вырваться в лидеры мирового автопрома? Ну вот, уже смеетесь…
Поделиться

А тем не менее это факт. Как, впрочем, и то, что нынче от перспективы ворваться в элиту автостроителей не осталось даже воспоминаний. Хотя нет, они-то только и остались. В виде полуфабриката под названием «Лада Антел». Машины, заглянуть под капот которой (между прочим, еще весной — на Женевском автосалоне) в очередь выстраивались специалисты самых «крутых» и могучих автоконцернов. Еще бы, ведь русские на удивление всему миру сумели чуть ли не дальше всех (ну, может быть, уступая «продвинутым» по самое некуда японцам) уйти в деле создания автомобиля, чей двигатель работает на так называемых топливных элементах. Потратив при этом на разработку мотора, потребляющего, грубо говоря, смесь воздуха и водорода, лишь жалкие 300 млн. рублей — в десятки, если не сотни раз меньше зарубежных коллег, работающих по той же тематике.

А на нынешнем Парижском автосалоне у стенда «АвтоВАЗа» было, мягко говоря, немноголюдно. И то сказать — динозавристого вида «лады-нивы» сборов не сделают. А «Антел» остался в Тольятти, продвинуться хоть на йоту с весны не удалось — денег нет. Ну то, что у волжан не хватает собственных средств (при том что прибыли растут) и на менее глобальные проекты в виде действительно новых, а не «калиновых» моделей, в общем-то понятно. Но куда смотрит государство?

А оно, умно разглагольствуя о развитии в стране новой экономики, основанной на хай-теке и прочих нанотехнологиях, на деле всех технологично посылает «на», выдумывая всякие «но», чтобы не платить. Вот и в нашем случае чиновники отклонили просьбу крупнейшего в стране автозавода о ежегодных субсидиях в размере всего каких-то 200 млн. рублей на продолжение «водородного» автопроекта. (А вот американцы легко выделили из бюджета 10 млрд. долларов, чтобы водородное чудо на колесах как можно скорее стало самой что ни на есть потребительской явью.)

Но даже если забыть, что автомобилестроение как было, так и остается локомотивом любой экономики, нельзя же не отдавать себе отчета в том, что «водородный» автопроект — единственный и последний для России шанс остаться в списке ведущих мировых автопроизводителей. Ведь топливные элементы — ближайшее будущее мирового автопрома и, возможно, мировой энергетики.

Кстати сказать, и наш президент однозначно высказался о необходимости развивать водородные технологии, иначе рано или поздно останемся на мировых задворках, особенно когда закончатся нефть и газ. Не прочь порассуждать об этом и премьер-министр. Однако ж…

…И лично я не удивлюсь, если уже завтра мне придется пересесть на «водородный» автомобиль с незаметным лейбликом под капотом «made in China». Прощай, «Антел»?