Дырка в правах

В каком виде вернутся (и вернутся ли?) в нашу жизнь так называемые талоны предупреждений, увеличатся ли штрафы за нарушения ПДД и всегда ли за фотографию, сделанную прибором видеофиксации, будут расплачиваться собственники авто, мы выясняли у заместителя председателя Комитета по госстроительству и конституционному законодательству Госдумы ФС РФ Александра ХАРИТОНОВА.

В каком виде вернутся (и вернутся ли?) в нашу жизнь так называемые талоны предупреждений, увеличатся ли штрафы за нарушения ПДД и всегда ли за фотографию, сделанную прибором видеофиксации, будут расплачиваться собственники авто, мы выясняли у заместителя председателя Комитета по госстроительству и конституционному законодательству Госдумы ФС РФ Александра ХАРИТОНОВА.


Подготовленные вашим комитетом поправки в «автомобильную» главу КоАП РФ многие называют репрессивными: вы предлагаете существенно усилить ответственность за ряд нарушений ПДД, отменить конституционный принцип презумпции невиновности и многое другое.

— Не соглашусь с утверждением, что предлагаемые нами поправки репрессивны. На дорогах каждый год гибнет более 30 000 человек и около 240 000 получают ранения. Эти цифры должны шокировать любого здравомыслящего человека. Снизить аварийность — задача государственной важности. Я понимаю, что на ДТП и тяжесть последствий влияют сотни факторов — и плохие дороги, и социально-экономическая обстановка в стране, и отсутствие подушек безопасности на отечественных авто, — однако не последнюю роль играет законодательство. Издевательские штрафы в 50—100 рублей уже давно не могут заставить россиян уважать Административный кодекс, оттого и ремнями безопасности у нас большинство граждан пренебрегают, и проезжают перекрестки на красный свет, и переходят дороги там, где этого делать нельзя. В Европе вы не увидите такого беспредела на улицах, как у нас, ведь там огромные, даже по их меркам, штрафы. И пешеходов, и водителей там давно воспитали с помощью экономических понятий: к примеру, в Англии злостным нарушителям ПДД банки не дают кредиты.

— Вы ссылаетесь на зарубежный опыт, наверное, позабыв о том, что в России свои нормы права, складывавшиеся не один десяток лет. Не думаете ли вы, что наш менталитет не «переварит» европейских штучек?

— Действительно, на многие вещи россияне и европейцы смотрят по-разному. Однако понятие «высокий штраф», уверяю, одинаково воспринимается и немцем, и американцем, и россиянином. Конечно, надо делать скидку на то, что в нашей стране есть люди при деньгах, которых никакие штрафы не заставят уважительно относиться к закону. Но, поверьте, таких немного, и ужасающую статистику аварийности все же делают среднестатистические жители страны. Вот их как раз и надо остановить.

— Но какими методами?! Кроме высоких штрафов вы предлагаете вернуть балльную систему штрафов и наказывать нарушителей по фото, сделанным прибором видеофиксации нарушений, что противоречит Основному закону нашей страны.

— Что касается штрафных баллов: мы ведь не предлагаем в своем законопроекте двойную систему наказания (и дырку в талоне, и денежный штраф). Скажем, если в принципе законопослушный водитель допустил какое-либо незначительное нарушение ПДД, ему лучше сделать отметку в талоне, нежели наказывать штрафом. Ведь эта дырка в талоне для него будет своеобразным сигналом к исправлению. А наказывать — причем жестко наказывать — рублем надо тех, кто совершает грубые нарушения Правил и для кого отметки в талоне предупреждений ничего не значат.

Обратите внимание: мы не предлагаем что-то принципиально новое. Даже в статьях Уголовного кодекса есть «вилки»: человеку можно дать реальный срок, можно условный, а можно наказать штрафом. Всегда надо давать шанс на исправление.

Теперь поговорим о приборах видеофиксации правонарушений. Некоторые правозащитники доказывают, что привлечение владельца автомобиля к ответственности, опираясь на фотографию, — антиконституционно. Но позвольте, хозяин машины должен знать, кому он доверил автомобиль. Если доверенное лицо нарушило Правила, то отвечать перед законом ему, а не собственнику. Фотография является лишь доказательством того, что конкретный автомобиль превысил скорость или выехал на «встречку». Все претензии с владельца транспорта будут сняты, как только он покажет пальцем на того, кто управлял машиной. Можно долго рассуждать на эту тему, но могу сказать одно: многолетняя мировая практика доказала, что такая система контроля дорожного движения оправдывает себя. И в странах, где применяются приборы видеофиксации нарушений ПДД, в очень короткие сроки сокращается количество аварий, ибо люди начинают чувствовать неотвратимость наказания.