Китайцы едут!

В минувшем году в России было продано более 20 000 китайских автомобилей. Если вы считаете, что это капля в море, то сильно ошибаетесь. Достаточно сказать, что и «Opel», и VW реализовали у нас примерно по столько же машин.

В минувшем году в России было продано более 20 000 китайских автомобилей. Если вы считаете, что это капля в море, то сильно ошибаетесь. Достаточно сказать, что и «Opel», и VW реализовали у нас примерно по столько же машин.

А такие известные и заслуженные марки, как «Сitroёn» или, скажем, «Volvo», и вовсе сумели сделать лишь половину китайских продаж. «Всекитайских» — поправите вы меня и будете правы: в одиночку ни одна автостроительная фирма из Поднебесной не в силах составить на внешних рынках конкуренцию грандам мирового автопрома. Ни в смысле количества, ни тем более в смысле качества предлагаемой продукции. С одним уточнением: пока не в силах.
К тому же господам из-за Великой Китайской стены не очень-то и важно — на нынешнем опять-таки этапе — жесткое брендирование своей продукции. Завоевывать мир они предпочитают иначе — всем обществом, так сказать, выполняя «план по валу». Или «вал по плану». И хотим мы того или нет, у наших азиатских соседей это получается. Достаточно сказать, что в минувшем году экспорт автомобилей составил в Китае без малого 350 000 машин — вдвое больше, чем в 2005-м. А всего в стране было построено около семи миллионов авто. Другими словами, КНР заняла третье место в мире по этому показателю, «сделав» Германию и уступив лишь США и Японии.
Более того, китайские товарищи наращивают производство, открывая свои сборочные предприятия по всему миру. Так, недавно стало известно, что одна из крупнейших автостроительных компаний Китая «Chery Automobile» планирует обосноваться на Ближнем Востоке, в Восточной Европе (в том числе в России) и в Южной Америке. Эта же фирма собирается ежегодно поставлять «Fiat Auto» по 100 000 силовых агрегатов. Причем не только в китайские отделения итальянской компании, но и на ее предприятия, расположенные за пределами Поднебесной.
Разумеется, всекитайская автомобильная экспансия не может не вызывать тревогу у традиционных игроков этого рынка. И как всегда, первыми в набат бьют наименее подготовленные к конкурентной борьбе компании. К сожалению, тут в первых рядах выступили россияне. Так, стал известен текст письма ОАО «КамАЗ» своим дилерам. Автогигант, не заморачиваясь на политесы, ставит партнеров перед жестким выбором: «Прошу Вас определить приоритеты своей дальнейшей работы либо в качестве официального дилера ОАО «КамАЗ», либо как представителя китайских производителей».
И отечественные автозаводы действительно могут не выдержать пресса китайского автонаступления, как уже не выдерживают борьбы с другими иностранными автопроизводителями (в прошлом году, напомню, в России впервые было продано больше иномарок, чем машин отечественного производства). Последней надеждой российского автопрома оставалась невысокая цена его продукции, никогда не отличавшейся высоким качеством. Однако китайцы отнимают и ее. Предлагая чудовищное разнообразие моделей — от внедорожников до микролитражек — по более чем сопоставимым с отечественными авто ценам, они отбирают у ВАЗа, ГАЗа и УАЗа российскую периферию. Где машины всегда умели ремонтировать самостоятельно и не особо заморачивались качеством транспортных средств.
А умельцу дяде Васе в общем-то глубоко по барабану, что приводить в чувство — снова плохо ездящую «семерку»/«девятку» или столь же ненадежный, но куда более современный и безопасный Great Wall.
Хотя что значит ненадежный? Посмотрите провинциальные форумы любителей китайских автомобилей, и вы удивитесь обсуждаемой проблематике. Да, что-то в их машинах время от времени ломается (тут же приводится масса способов быстрого и необременительного ремонта), но основные-то темы касаются поведения «китайцев» на дорогах и бездорожье, комфорта и уюта в салоне, эргономических особенностей той или иной марки и модели. Не более.
И это при том, что первые китайские транспортные средства появились у нас всего три года назад и своим качеством не просто ужасали — убивали! Но великая китайская автомобильная революция продолжается. И ее трехлетние успехи не дают усомниться в том, что к 2008 году, по заверениям китайских товарищей, их машины будут соответствовать всем европейским нормам безопасности и даже нормам «Евро-4». И, похоже, скоро вся Европа, а уж Россия как пить дать, сначала пересядет на Toyota, Mercedes, BMW и Hummer made in China, а затем и на чисто китайские автомобили. Автомобили, быть может, и с большой буквы.

НАША СПРАВКА
Наиболее известные в России китайские модели позиционируются в качестве конкурентов довольно популярным у нас корейским маркам и моделям. Скажем, Sweet противостоит Daewoo Matis/Chevrolet Spark, Amulet — Hyundai Accent, Tiggo — Kia Sportage первого поколения, B11 — Hyundai Sonata.

КСТАТИ
Удивительный концепт был показан китайской стороной на последнем Детройтском автосалоне. Полноприводное транспортное средство под названием Rhombus — продукт чисто китайской инженерной мысли. В первую очередь автомобиль интересен тем, что его колеса расположены... ромбом (по одному колесу спереди и сзади, а еще одна пара — по центру кузова). По уверению автора диковинной новинки, подобная конструкция гарантирует чуть ли не стопроцентную безопасность на дороге, поскольку переднее и заднее колеса поворачиваются синхронно.