«ДОИСТОРИЧЕСКАЯ» ЭЛЕГАНТНОСТЬ

Чем может очаровать «пожилой» автомобиль? На этот вопрос попытались ответить устроители необычного конкурса, состоявшегося в Москве, — «Олдтаймер — Ралли Элегантности».
Здесь можно было наблюдать за состязанием в автомобильном шарме! Причем участвовали только машины, выпущенные до 1960 года. Конкурсы красоты среди ретромобилей в Европе проводятся уже давно, однако в России такое мероприятие состоялось впервые.

Строгое жюри оценивало четырехколесных конкурсантов аж по 18 критериям — вплоть до дизайна заводской эмблемы, запаха в салоне и звука клаксона. В конкурсе приняли участие 11 машин — самых редких, самых роскошных. Среди них выделялись два отменно сохранившихся «долгожителя»: Cadillac-30, выпущенный в 1909-м, и Itala 14/18 (1912 г.).
У обоих «моторов» все агрегаты подлинные, и даже «родная» краска на бортах не потеряла блеска! Как выяснилось, машины находились в коллекции умершего не так давно принца Монако Ренье и были приобретены на аукционе «Кристи» нашим соотечественником Сергеем Мысиным.
— Ценность Cadillac еще и в том, что эта машина с заводским номером 7 единственная уцелела из всей первой партии, — рассказал он корреспонденту «МКмобиля». — Раритет привезли в Россию лишь пару месяцев назад. Сто лет назад машина стоила 2400 долларов, а сейчас за нее пришлось отдать около 750 000. Itala обошлась в сумму около миллиона. Сейчас оба автомобиля стоят в специальном музейном помещении, но каждую неделю им устраивают «прогулку» на 10—15 км.
В числе самых «возрастных» оказался и легендарный Ford-T. Вообще-то таких простеньких машинок на фордовских конвейерах наштамповали аж 15 миллионов штук (за что они и получили у американцев чуть насмешливое прозвище — «Жестянка Лиззи»). Погоня за унификацией производства привела к тому, что почти все они имели стандартный черный цвет. Но вот уникальность конкретно этого родстера (имеющего вдобавок красный цвет кузова) в том, что, судя по точной дате его выпуска — 10 сентября 1913 г., — машина была собрана еще до пуска первого конвейера. Ford попал в нашу страну в весьма плачевном состоянии, и специалистам пришлось потрудиться, чтобы восстановить его первоначальный вид. Впрочем, на конкурсе «Жестянка» слегка подпортила праздник своему хозяину: до подиума она бодренько добралась своим ходом, но, пока шло представление экипажа, заглохла и — как ни крутили рукоятку добровольные помощники — не пожелала заводиться. В итоге Ford покидал помост при помощи пятерых мужиков-толкачей.
Два великолепных «мотора» представил на конкурс москвич Яков Инденбаум.
— Машины привезены из Флориды и Нью-Йорка совсем недавно. Каждую из них искал по объявлениям в Интернете более полутора лет. Это очень редкие экземпляры, и в них применено много оригинальных технических решений. Например, у родстера Packard Super 8 1934 года на переднем бампере установлены две дополнительные фары, которые поворачиваются вслед за колесами. На концах бампера сделаны заметные утолщения. Внутри них — масляные ванны, где находятся специальные балансиры, предназначенные для успокоения вибраций бампера на ходу машины. А для подножек предусмотрена индивидуальная подсветка.
Другой любимец Якова — роскошный Cadillac Eldorado (1953 г.). Это первый в мире автомобиль с закругленным лобовым стеклом. Машина полувековой давности напичкана всякой электрикой: автоматический подъем стекол, тента, антенны; есть радиоприемник с автонастройкой, а кроме него — последний писк тогдашней моды! — проигрыватель, спрятанный под «бардачком». Наблюдательные зрители наверняка угадают в «передке» Cadillac некие знакомые черты. Ничего удивительного — данной моделью вдохновлялись советские конструкторы, проектировавшие наш ЗиМ.
Еще одна индивидуальная особенность Cadillac Eldorado 1953 года — острый «киль», завершающий каждое из задних крыльев. Как утверждают, сей дизайнерский «фокус» придумал один из руководителей корпорации General Motors, увидев однажды на авиабазе истребитель с двойным фюзеляжем. Автомобильному художнику хватило фантазии перенести формы хвостового оперения такого самолета на крылья вновь проектируемого авто. Позднее моду на «кили» подхватили и другие автомобильные фирмы Америки.
Мощный гоночный Cord 812 1937 года вывела на подиум Людмила Лен — супруга известного автореставратора Вячеслава Лена. «Я очень люблю участвовать в ралли олдтаймеров, — призналась она, — и муж подарил мне этот удивительный автомобиль. На таком в свое время гонял Василий Сталин…» Сейчас в России — два Cord, в Европе уцелела лишь одна такая машина.
В свое время Метрополитен-музей признал Cord произведением искусства.
У машин очень необычный внешний вид, в том числе и из-за убирающихся в крылья фар (правда, привод для этого ручной: приходится по очереди крутить маховички с правого и левого края приборной панели). Футуристический Cord американцы в шутку называли «холодильником» за непривычную форму капота. Фирма-производитель гарантировала максимальную скорость гоночного Cord с турбокомпрессором не ниже 100 миль в час (почти 180 км/ч), и каждый собранный экземпляр обязательно тестировал на испытательном полигоне кто-то из самых знаменитых гонщиков США.
В череде «американцев», сменяющих друг друга на подиуме, оказался лишь единственный отечественный ретро-«мотор» — ГАЗ-А (1935 г.). Совершенно «убитую» машину в течение четырех лет восстанавливала бригада из 20 реставраторов. На сегодня, по мнению знатоков, это самый лучший, самый «настоящий» из существующих экземпляров таких «газиков». Даже резина у него «родная» — ее удалось добыть, «разув» несколько старых артиллерийских установок.
Единственной машиной в дефиле были представлены и англичане. Зато какой: Rolls-Royce Silver Wraith 1959 года! Автомобиль «королевских кровей» два месяца назад привез в Москву коллекционер Евгений Ярославский.
— Таких «роллсов» с левым рулем фирма выпустила всего 26 экземпляров. (У этого — номер 27, но не удивляйтесь: англичане традиционно пропускали несчастливое число 13.) Я приобрел машину на аукционе в США и теперь даже об этом сожалею. Дело в том, что позднее я выяснил биографию автомобиля: оказывается, он долгие годы принадлежал семье известного американского адвоката, который на этом Rolls-Royce и на свадьбу свою ехал, и всех детей из роддома забирал… Потом машина ушла к другим владельцам, а на последнем аукционе потомок того самого адвоката попытался вновь завладеть этим семейным авто. И я, не зная того, машину у него «перебил»! Знать бы раньше — конечно, уступил бы на тех торгах…
Задача трудная: попробуй выбери из всех этих уникумов на четырех колесах самых-самых элегантных! В итоге члены жюри все-таки присудили Гран-при представителям трех разных автомобильных эпох.
В номинации «Легенда» (автомобили, выпущенные с 1900 по 1919 год) приз получил Cadillac-30, в номинации «Классика» (1920—1939 гг.) победителем стал Cord,
и в номинации «Ностальгия» (машины 1940—1959 гг.) — Cadillac Eldorado.

КСТАТИ

На Cadillac-30 используется старый способ запуска двигателя — при помощи магнето и заводной рукоятки. Однажды близкий друг основателя компании «Cadillac» Генри Лиланда ехал по Бруклину и увидел даму-автомобилистку, у которой заглох движок. Как истинный джентльмен, он предложил свою помощь, но когда мотор «схватил», заводная рукоятка, резко провернувшись, сильным ударом убила добровольного помощника. Лиланд был так огорчен произошедшим, что попросил талантливого изобретателя Кеттеринга «придумать что-нибудь не столь опасное». В результате вскоре появился первый образец электрического стартера, который с 1912 года стали устанавливать на все серийные Cadillac, а потом и на автомобили других марок.