Мастер-класс от MAN

Чтобы овладеть какой-либо специальностью, сначала нужно учиться. Так, капитан субмарины сидит за партой около 12 лет, актеру порой хватает пяти годков театрального училища, а водителю автопоезда необходимо закончить курсы по двум категориям, да еще подтвердить свои навыки в ГАИ, сдав экзамены.

Чтобы овладеть какой-либо специальностью, сначала нужно учиться. Так, капитан субмарины сидит за партой около 12 лет, актеру порой хватает пяти годков театрального училища, а водителю автопоезда необходимо закончить курсы по двум категориям, да еще подтвердить свои навыки в ГАИ, сдав экзамены.

Однако новоиспеченный шофер грузовика — такой же начинающий «водила», как, например, выпускница автошколы. И назвать его профессионалом можно только с большой натяжкой: опыта-то маловато. Но опыт приходит, как известно, либо со временем, либо... на курсах повышения квалификации.

В последнее время очень популярными стали многочисленные школы экстремального вождения, на которых автолюбители могут подучиться, чтобы увереннее чувствовать себя за рулем. А вот для водителей грузовиков подобных заведений не существует, но, пожалуй, только в России. Серьезные иностранные производители большегрузов первыми озадачились этой проблемой. Как-никак, они заинтересованы в нашем рынке сбыта, а учитывая сложность современной грузовой техники, предпочитают обучать водителей обращению с ней. Так, компания MAN имеет собственные курсы водительского мастерства в пригороде Аугсбурга, где расположен полигон ADAC — не менее известной немецкой организации, занимающейся исследованием потребительских свойств автомобилей.

Процесс обучения здесь разделен на две программы. Одна включает целый ряд приемов безопасного вождения, другая — экономичного. Группу учеников собирают в классе, специально оборудованном компанией MAN, где они проходят предварительную теоретическую подготовку. Далее им предлагаются несколько моделей грузовиков MAN, на которых они поочередно делают заезды по разным участкам, повторяющим подъемы, спуски и виражи дорог общего пользования. Экстренное торможение, объезд препятствий в виде мощных, бьющих из-под земли фонтанов, крутые спуски, заканчивающиеся почти 90-градусными поворотами, — все это отрабатывается на полигоне. Кроме того, специальное дорожное покрытие, постоянно поливаемое водой, имитирует настоящий лед, образующийся на асфальте в холодное время года. Инструкторы находятся на специальных вышках, откуда прекрасно просматривается каждый участок; с «командирского» места они по рации сообщают конкретному водителю о его ошибках, дают советы относительно выбранной скорости движения и тому подобное. «Курсант», как здесь называют учеников (когда-то подобное слово употреблялось и в наших школах ДОСААФ), мало того что получает необходимые навыки вождения, так еще и знакомится с поведением той или иной модели грузовика MAN. Он на практике учится пользоваться различными типами коробок передач, познает реальную работу современных электронных систем безопасности типа ESP, которыми сегодня оборудованы последние модели грузовиков.

Программа обучения экономичному вождению не менее насыщенна. Начинается она также с учебного класса, где в слайдах и таблицах показывают правильный алгоритм переключения передач, разработанный «мановскими» спецами. Расписано все по-немецки четко. Если точно соблюдать последовательность переключения, выдерживать необходимые обороты двигателя, все получится. Практика проходит за рулем тягача с полуприцепом, груженным щебнем. Состав общей массой 40 тонн выезжает на дороги Германии. Рядом с водителем-курсантом опытный инструктор, пошагово поясняющий его действия в той или иной дорожной ситуации в зависимости от рельефа местности. В реальных условиях «обкатывается» экономичная схема управления автопоездом. Здесь важен правильный выбор передачи, умелое использование сил инерции «состава» и многочисленных электронных «помощников» — горного тормоза, круиз-контроля и ограничителя скорости. Кстати, в грузовиках это две разные системы — как понятно из названия, одна держит определенную скорость движения, другая ограничивает ее. Каждый курсант сначала едет по-своему, а второй заезд делает с учетом «мановской» схемы. Результаты обоих заездов замеряются. Наконец, сравнив их, получают конкретный процент улучшения экономичности. До сих пор не отмечалось ни одного «прокола» — у всех водителей наблюдался прогресс. Окончившим курсы выдается специальный сертификат (правда, на немецком языке), подтверждающий их возросший профессионализм. Прошедшие обучение водители уже на родине, в России, получают право передавать свои знания коллегам.

КСТАТИ

Все, кого интересует ралли Париж—Дакар, прекрасно знают о том, что команда «Exact-MAN» всегда наступала на пятки многолетним лидерам из КамАЗа. Наконец MAN все-таки победил. В нынешнем году MAN не стал менять конструкцию обеих «боевых» машин. Хотя они и не самые мощные (двигатель D26 common rail развивает 700 л.с.), а подвеска здесь рессорная, зато весят они всего 8,5 тонны.

Но на счету у команды MAN есть и другие, не менее значимые победы. Дважды побывав на пьедестале в гонках кубка, действующий чемпион Европы Антонио Альбацете стал самым успешным гонщиком команды MAN на Гран-при грузовиков в Зольдере. Команда MAN счастлива, что все гоночные грузовики MAN подтвердили свою надежность в ходе заездов. Ни один не сошел с трассы по техническим причинам. Шесть гонщиков MAN заняли места в первой десятке во всех четырех заездах.