КОЛЕСНЫЕ РИСКИ

Мало кто из автолюбителей хоть раз не сталкивался с дилеммой: реставрировать искалеченное колесо или выкидывать. Но качественный ремонт диска сродни лотерее.

Свои услуги по ремонту колесных дисков в Москве предлагает множество фирм. Среди них есть как специализированные организации, занимающиеся только этим, так и подразделения многопрофильных автосервисов. Отремонтировать обычный стальной диск гораздо проще и дешевле, чем литой или штампованный легкосплавный. Железо гораздо проще в обработке, чем капризные алюминиевые или магниевые сплавы.

Сравнительная простота технологических процессов и требуемого оборудования подразумевает и небольшие цены за ремонт. Процесс «лечения» стального колеса незамысловат. Загибы бортиков и крупные вмятины выправляют «легким постукиванием» кувалды по предварительно разогретым горелкой частям диска. После этого «пациент» оказывается в станке, где специальное устройство прокатывает его поверхности, восстанавливая исходную геометрию.

Стоимость процедуры восстановления зависит от размерности диска и его происхождения. Так, «прокатка» отечественного или приравниваемого к нему украинского изделия обойдется в сумму от 100 до 400 рублей, в зависимости от размерности. Аналогичная операция с импортным стальным диском будет стоить уже 300—600 рублей. Свои труды по выправлению с помощью кувалды и молотка вмятин и загибов сервисмены оценивают в пределах от 100 до 500 рублей.

Не стоит забывать, что отремонтированная вещь, как правило, уступает по своим качествам новой.

Применительно к колесным дискам это означает, что для балансировки колеса на восстановленном диске наверняка потребуется использовать гораздо более тяжелые грузики. Поэтому, учитывая рыночные цены на стальные колеса, может статься, что дешевле будет купить новую деталь, чем ремонтировать старую.

Например, восстановление геометрии и реставрация замятого бортика импортного диска размерностью R13 обойдется в среднем по Москве рублей в 500—550. В то же время вполне реально купить новый аналогичный диск за те же 700—800 «рэ». Итак, экономия на ремонте диска составит аж несколько сотен рублей. Но радость от сей финансовой победы может быть омрачена, если нет уверенности в качестве работы сервисменов. Вести же речь о серьезном ремонте — с выправлением вмятин — дешевых кременчугских дисков для ВАЗа просто бессмысленно, так как их можно отыскать в продаже по 500 рублей.

К неприятностям, подстерегающим легкосплавные колесные диски, помимо вмятин и изменения геометрических параметров относятся еще трещины. Большинство фирм, специализирующихся на такого рода ремонте, берутся практически за любые повреждения, кроме, естественно, случаев полного разрушения диска. Однако специалисты, более ответственно подходящие к делу, считают, что какому-либо восстановлению подлежат только дефекты обода. Трещины в любой другой части диска однозначно говорят, что его место на свалке:
любой их ремонт, по сути, будет только косметическим, а колесо после него может развалиться в любой момент.

Качественная реставрация легкосплавных дисков требует гораздо более сложных и трудоемких технологий, что делает ее заметно дороже по сравнению со стальными. Самые распространенные методы, которыми пользуются сервисмены для восстановления геометрии изделия, — уже знакомая по железным технологиям «прокатка» и точечное выдавливание на специальном прессе.

По мнению ряда специалистов, «прокатывать» литой, а тем более кованый диск категорически нельзя, так как это нарушает структуру металла. После такой операции металл становится хрупким, и дальнейшая эксплуатация такого колеса становится просто опасной. От использования пресса на диске остаются следы — вмятинки и бугорки. Их обычно срезают на специальном фрезерном станке, а место среза маскируется грунтовкой. Или клиенту сразу же оказывают услугу по установке резины на диск. Владелец не замечает, что толщина бортика или обода сильно уменьшилась. Для дисков 5—10-летнего возраста это не столь критично. Для современных дисков, особенно японских, которые частенько имеют толщину обода всего 3 миллиметра, потеря трети металла в этом месте скорее всего станет фатальной — трещины или мгновенного разрушения на ходу в самый неподходящий момент не избежать. Только этими проблемами подавляющее большинство сервисов голову себе не забивает.

Очень опасно точечное нагревание литого диска (чаще всего газовой горелкой), что тоже неизбежно ведет к изменению структуры сплава, когда даже небольшая яма может привести ослабленный диск и покрышку в негодность. Из всего этого не следует, что ремонт литых дисков вовсе невозможен. Большую часть испорченных изделий в современной мастерской восстановить реально. Требуется для этого специальное оборудование и строгое соблюдение технологического процесса по рекомендациям производителей. В зависимости от материала колес выбирается режим термообработки диска в печи. Далее металл вытягивают на специальном стенде, придавая диску первоначальную форму. После такого ремонта литой или кованый диск действительно может еще послужить.

Приваривать отколовшуюся часть обода, как предлагают во многих сервисах, категорически нельзя — только наплавлять недостающее с последующей обработкой. Бич литых дисков, особенно из магниевых сплавов, — коррозия. Нарушение заводского покрытия на поверхности диска открывает ей широкую дорогу вглубь металла.

По-хорошему образовавшуюся из-за химических процессов каверну в диске необходимо подвергнуть пескоструйной обработке, а затем заполнить ее металлом с помощью напыления. Держать соответствующую аппаратуру, недешевую к тому же, для «халтурного сервиса» невыгодно. Гораздо выгодней зашпатлевать каверну и закрасить следы.

Все это означает, что качественный ремонт легкосплавного диска возможен только в редких специализированных фирмах, обладающих серьезной технологической базой. Заделать дефект «по-быстрому» в Москве можно чуть ли не на каждом углу. Даже гарантию дадут. Но когда не соблюдается технология, ничего гарантировать невозможно. Отчасти из-за этого в некоторых «дискоремонтах» висят на стенах целые списки номеров авто под заголовком «Не обслуживать!». Их хозяева в свое время попытались предъявить треснувшие или развалившиеся, несмотря на «гарантию», диски. Скандалистов — «в сад»! Цены же как на халтурный, так и на качественный ремонт мало отличаются. Там и там один сантиметр сварного шва с использованием аргонной сварки стоит от 50 до 100 рублей. Устранение вмятины на диске R13, R14 в зависимости от глубины и площади будет стоить от 120 рублей, а убрать «восьмерку» — от 600. Для R17, R18 цены составят соответственно от 150 и от 800 рублей. Операция электростатического напыления потребует от 700 рублей, а пескоструйная обработка — от 350 рублей за диск.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Александр ДМИТРИЕВ, старший мастер сервиса по ремонту дисков:

— Стальные диски после восстановления вполне пригодны к использованию. Они поддаются балансировке и укладываются в установленные требования устойчивости к циклическим нагрузкам, характерным для колес автомобилей. Ремонтировать литые и штампованные легкосплавные диски категорически нельзя!

Их способность нести нагрузку, особенно циклическую, напрямую зависит от однородности внутренней структуры металла. Даже если мы убрали, к примеру, видимую вмятину на ободе, никто не знает, как удар, ее вызвавший, повлиял на прочностные характеристики той или иной спицы или ступичной части колеса. Легкие сплавы крайне чувствительны к привнесенным неоднородностям структуры. Заварили трещину — получили неоднородность.

Как она отзовется на прочности колеса в целом, не знает никто, для этого нужно провести достаточно сложный комплекс исследований конкретного диска. Можно сказать, что любое восстановленное легкосплавное колесо представляет собой мину замедленного действия.