Старость в радость

Спортивные автомобили стареют быстро. Два-три сезона, несколько лет забвения — и вот уже готов экспонат музея. С биографией, ставшей историей, и легендами, которые охотно придумывают очевидцы или те, кто выдает себя за оных.

Спортивные автомобили стареют быстро. Два-три сезона, несколько лет забвения — и вот уже готов экспонат музея.

С биографией, ставшей историей, и легендами, которые охотно придумывают очевидцы или те, кто выдает себя за оных.

Очень многие спортивные автомобили, ушедшие «на пенсию», — собственность конкретных людей, а не бесхозные инвентарные единицы.

И их владельцы не всегда готовы просто взять и забыть былое. Да и как-то очень уж это пессимистично — состариться вместе со своим автомобилем и быть в одночасье забытым. И многие хозяева гоночных машин не согласились с их очевидной старостью, особенно когда до собственной еще далеко. И решили, что очень неплохо еще пару раз поездить на отменном спортивном автомобиле, причем в кругу таких же машин, у которых большой спорт в прошлом. Так и появился в мировом спортивном календаре такой вид состязаний — ретроралли.

Вообще-то кататься на дорогих и обязательно немолодых автомобилях принято в основном по хорошим дорогам. Но среди многоэтапного чемпионата по ретроралли есть экстремальное финское «Historic Rally Lahti».

Оно умышленно проходит по узким гравийным дорогам с многочисленными поворотами и удивительными местными трамплинами, после которых автомобили висят в воздухе добрый десяток метров.

Эта гонка подразумевает такой избыток денег, при котором владелец может себе позволить разломать старую машину на куски, чтобы потом восстановить и еще раз разломать. А кроме того, коварство «Historic Rally Lahti» в том, что в нем охотно участвуют местные гонщики, которых всем прочим европейцам из благоустроенных асфальтовых стран очень трудно объехать,  ведь свои дороги они знают заведомо лучше. А для того чтобы ездить быстро, и машины используют те, что блистали на чемпионатах континента 30—40 лет тому назад. Тем более что маршрут пролегает точно по трассе ралли «1000 озер» давних лет.

Лидеры сезона — Ford Escort 1969 года выпуска и Audi Quattro 1980 года рождения. Обе машины из Финляндии.

Когда-то на них выступали заводские гонщики. Рядом — всегда быстрые и мощные Porsche 911. Здесь же любимые ретрораллистами Renault 8 Gordini и Opel Manta. Конечно же, масса Volkswagen Cafer. Приехал целый автовоз итальянцев на Autobianci A112 и Fiat124 Abarth и Fiat128 Rally и, конечно же, Lancia Fulvia. Из явной экзотики на ралли участвовала забытая Европой Mazda 1300. Освободившись от недавнего прошлого, наши бывшие борцы за совместное светлое будущее ощутили тоску по прошлому, поэтому на ралли Лахти было сразу несколько экипажей из бывших соцстран. Эстонцы на прекрасно отреставрированной «копейке» (ВАЗ-2101), чехи на знаменитой Skoda 130RS и немцы на Wartburg 353.

Но хотя автомобили и старые, нормы безопасности для них очень жесткие. Кузов, двигатель, КП, мосты и тормоза должны быть аутентичными. А вот каркас безопасности, сиденья, шлемы, комбинезоны, система пожаротушения и бензобак — современными. И правильно, ведь авто лидеров развивают вполне приличную скорость.