ЭКСПЕРТИЗА

АДВОКАТ

На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает адвокат Алексей РЕУТ.

ДОПЛАТА ЗА ВНЕШНОСТЬ. ИСПОРЧЕННУЮ

В автосалоне приобрел новый Chevrolet Niva. Когда ехал ставить авто на учет в ГАИ, мне в бок врезался BMW Х5 и буквально согнул авто пополам. Около месяца провел в больнице, после чего занялся вопросами по возмещению убытков. Страховщики оппонента честно отремонтировали на своей техстанции машину, однако возмещать утрату товарной стоимости отказались, ссылаясь на закон об ОСАГО. Правы ли они?
Алексей ВОЛГИН

— Правы. По договору ОСАГО страховщики компенсируют только реальные убытки, к которым не относится ни моральный вред, ни упущенная выгода, ни, как в вашем случае, утрата товарной стоимости. Однако согласно статье 1064 ГК РФ причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме виновником случившегося.

Составьте на своего оппонента исковое заявление в суд с требованием возместить утрату товарной стоимости автомобиля. Данный вид ущерба определяется заключением эксперта на основании акта осмотра автомобиля.

Именно этот документ вы обязательно должны приложить к исковому заявлению, а также иные бумаги, подтверждающие расходы. Суд наверняка решит вопрос в вашу пользу.

СКОЛЬКО ЖДАТЬ «АВТОГРАЖДАНКУ»?

В мою «семерку» врезалась Volvo. Инспектора ГИБДД произвели замеры, оформили материалы по делу и выписали штраф водителю иномарки — по их мнению, он грубо нарушил ПДД, что и послужило причиной происшествия. Однако страховая компания отказывается компенсировать мне причиненные убытки, поскольку аварийщик подал жалобу на гаишников, которые, как он считает, оформили аварию с нарушениями. Прошло вот уже три месяца. Как долго я могу ожидать выплаты?
Артем ДУДКИН

— В правилах страхования (по закону ОСАГО) сказано, что страховщикам с момента подачи потерпевшим всех документов дается 15 рабочих дней на рассмотрение заявления. Плюс еще три рабочих дня на саму выплату.

Вместе с тем в правилах есть пункт, гласящий, что компания вправе приостановить выплату, если она связана с другим делом, рассматриваемым в уголовном, гражданском или административном порядке. Вероятно, страховщики порекомендовали вашему оппоненту подать жалобу, дабы затянуть выплату денег на восстановление машины. Мне с подобными случаями приходилось неоднократно сталкиваться. Советую вам подождать, когда жалобу виновника дорожно-транспортного происшествия рассмотрят. Хотя, если принять во внимание тот факт, что прошло уже три месяца, жалобу наверняка уже рассмотрели. Поскольку ни у вашего оппонента, ни у его страховой компании нет ни малейшего желания торопиться с выплатой, они вряд ли интересовались судьбой бумаги на инспекторов. Советую вам самому проявить инициативу и поинтересоваться этим вопросом в ГАИ. Если решение по жалобе принято, то получите его копию и обратитесь с заявлением к страховщикам, приложив копию решения из ГАИ.

ИДУ НА ТАРАН

Ехал по шоссе в Московской области. Для обгона фуры выехал на встречную полосу (разметка позволяла) и прибавил газ. В это время с обочины стартовала иномарка, и мы с ней сошлись лоб в лоб. Ни водитель Nissan, ни я тормозить даже не пытались, ошибочно понадеявшись на благоразумие друг друга. Скажите, кого из нас признают виновным в аварии?
Петр НИКОЛАЕНКО

— С одной стороны, согласно пункту 11.1 ПДД, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам. Если вы перед началом обгона эти требования выполнили, то Правила не нарушены. Теперь что касается вашего оппонента. Если водитель иномарки начал движение, когда вы уже находились на полосе обгона, то своими действиями он нарушил пункт 8.1 ПДД, обязывающий водителя перед началом движения убедиться в безопасности своего маневра. Однако если будет установлено, что вы начали обгон, когда навстречу уже двигалась иномарка, то виновником происшествия признают вас. Кроме того, подлежит проверке и тот факт, что ни вы, ни водитель Nissan не приняли мер для предотвращения ДТП.

ЮРИСТ

На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает вице-президент «Общества потребителей автотехники России» юрист Антон НЕДЗВЕЦКИЙ.

А ТЫ ДОКАЖИ!

Подавал документы в суд на магазин автозапчастей, но в приеме бумаг мне было отказано, поскольку не подшил к иску товарный чек. Правомерен ли такой отказ?
Павел ГОРБАТОВ

— Отсутствие товарного или кассового чека не является основанием для отказа в приеме иска — так записано в законе «О защите прав потребителей». Поэтому рекомендовал бы вам еще раз прийти с пакетом документов в суд и указать «приемщику» на норму закона. Правда, должен предупредить, что в процессе рассмотрения дела у вас могут возникнуть проблемы с доказательствами того, что товар приобретен у данного продавца. Поэтому, если вы потеряли товарный или кассовый чек вообще, вам на заседание суда лучше прийти со свидетелями, которые смогут подтвердить факт покупки товара ненадлежащего качества у ответчика.

ВРЕМЯ — ДЕНЬГИ

Купил в одном известном столичном
автосалоне новый Opel. К сожалению, автомобиль оказался с заводским браком: демпфирующая подушка, через которую крепится двигатель к кузову, оказалась порванной, и на одном из ухабов сорвало болт крепления двигателя. Последствия оказалась плачевными. Отогнал машину на техстанцию, где по гарантии мне пообещали отремонтировать ее за одну неделю. Однако не вернули даже через три недели. Скажите, имею ли я право потребовать от автосервиса какой-либо компенсации?
Роман ЕГОРОВ

— Статья 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно, если иной срок их устранения не определен дополнительным письменным соглашением сторон. Говоря проще, без дополнительных договоренностей автосервис должен устранить неисправность в максимально короткие сроки, предусмотренные техническими нормативами завода-изготовителя. В том случае, если ремонт затянулся на неопределенный срок, станция техобслуживания должна выплачивать своему клиенту неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Кроме того, неудобства, связанные с отсутствием авто по вине мастерской, согласно статье 18 того же закона, должны быть возмещены в полном объеме (ведь причиной этого ремонта послужила продажа товара ненадлежащего качества). Другими словами, если вам пришлось пользоваться во время ремонта общественным транспортом, такси или вы взяли напрокат автомобиль, вы вправе требовать оплаты этих расходов. Правда, для этого необходимо документально обосновать свои требования. Самый лучший вариант — предоставить чеки.

ДИЛЕР

На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает руководитель службы страхования «Группы компаний «Автомир»
Инна РУЖА.

ВЫБИРАЕМ СТРАХОВЩИКА

Планирую приобрести новую машину. Понятно, что ее придется страховать. Но если со страховкой по ОСАГО все ясно, то с КАСКО есть, что называется, вопросы. Уж больно много страховщиков работает на рынке, и у каждого свои условия и проценты. Помогите разобраться в обилии страховых программ.
Илья КОМАРОВ

— Сегодня на рынке страхования существует много альтернативных предложений, которые дифференцированы как по стоимости, так и по содержанию. Или, другими словами, по комплексу непредвиденных случаев, от которых, собственно, мы и страхуем авто. Также нередко можно встретить предложения, позиционирующиеся компаниями как «специальные» — то есть дополненные всякими услугами, например, страховым комиссаром, который все дела с ГАИ в случае ДТП готов уладить без вас.

Для того чтобы оптимизировать стоимость потенциального полиса КАСКО, при его выборе необходимо обратить внимание на факторы, влияющие на его стоимость. Главный из них — известность и стабильность компании. Ясно, что новичок вынужден предлагать более выгодную цену. Здесь надо очень тонко взвешивать все «за» и «против», так как существует риск (и такие прецеденты уже имеются), что компания обанкротится и не выполнит своих обязательств.

Теперь перейдем к факторам, на которые влияют характеристики страхователя и авто. Во-первых, это возраст и стаж водителей, допущенных к управлению (вписанных в полис). Практически все страховые компании используют повышающие коэффициенты для водителей младше 22 лет, старше 65 лет и со стажем вождения (исчисляется от даты выдачи «прав») менее двух лет. Цена страховки будет рассчитываться по данным самого молодого и самого неопытного водителя. Также на стоимость влияет количество вписываемых в полис водителей. Кстати, возможно оформить полис без ограничения количества лиц, допущенных к управлению, однако за данную услугу необходимо будет существенно доплатить. Поэтому делаем вывод: список людей, допущенных к управлению, должен формироваться взвешенно, чтобы не увеличивать стоимость страховки без необходимости.

Во-вторых, стоимость вашей страховки будет напрямую зависеть от класса авто, его стоимости, года выпуска.

Стоит помнить, что на популярные среди угонщиков модели действует повышающий коэффициент, причем у всех компаний он разнится. (Статистику угонов можно легко отыскать в Интернете — как по городу, так и по стране в целом.) При этом существуют такие модели, которые практически не угоняют.