Все решится в Бразилии

На Гран-при Японии и Китая пилоты «McLaren» Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон поочередно совершили ошибки, оставив вопрос о чемпионcтве открытым до последнего Гран-при.

На Гран-при Японии и Китая пилоты «McLaren» Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон поочередно совершили ошибки, оставив вопрос о чемпионcтве открытым до последнего Гран-при.

Хэмилтон, Алонсо или Райкконен — кто примерит корону чемпиона мира в Бразилии 21 октября? Увы для «McLaren», но борьба на финальном этапе будет вестись только в личном зачете. В командном победа уже принадлежит «Ferrari» — по сути, с того момента, как «McLaren» был исключен из Кубка конструкторов.

В середине сентября при повторном рассмотрении шпионского дела Всемирный совет по автоспорту лишил команду очков в Кубке конструкторов 2007 года и оштрафовал ее на 100 млн. долларов. Чиновникам удалось выведать, что не только Куглан, но и другие сотрудники британской конюшни все-таки имели доступ к секретным документам чужой команды. По одним данным, перед FIA «раскололись» тест-пилот Педро де ла Роса и Фернандо Алонсо — в обмен на сохранение очков в личном зачете. По другим сведениям, это Рон Деннис поспешил «сдать» команду, но исключительно потому, что предпочел прийти с повинной сам, а не дожидаться, пока в FIA наябедничает сам Алонсо, выторговывая себе путь отступления из конюшни, с которой связан контрактом до конца 2008 года.

В итоге пилоты «McLaren» Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо смогли продолжить борьбу за чемпионский титул и перед Гран-при Бразилии находятся на первом-втором местах в личном зачете. Впрочем, поступи Международная федерация иначе, это могло бы дать толчок серьезному кризису в «Формуле-1»: лишившись интриги, последние гонки чемпионата могли потерять большую часть аудитории, а за ней и спонсоров. Тем более что сами автомобили, на которых ездят пилоты, «чисты» от использования чужого ноу-хау. Так что FIA предпочла наложить на команду самый крупный штраф в истории мирового автоспорта, который мог выбить почву из-под ног даже не у самой бедной конюшни. Однако, похоже, в случае с «McLaren» это не столь губительно, тем более что спонсоры команды, несмотря на подмоченную репутацию конюшни, поспешили объявить о продолжении сотрудничества на будущее. (Интересно, на какие цели будет направлен штраф, снятый с британской команды?)

К тому же, несмотря на тонны комментариев, история остается очень мутной и никто из вовлеченных в скандал не выглядит «белым и пушистым», начиная с Куглана и Степни и кончая FIA.

А реальная история, похоже, навсегда останется под грифом «Совершенно секретно», тем более что каждый вовлеченный в эту историю (а круг участников становится все шире и шире) пытается максимально обелить себя и найти пристойное оправдание своим поступкам. К тому же одному из главных фигурантов дела — Найджелу Степни — пытаются «накинуть платок на роток». Например, мы вряд ли увидим в печати обещанную Степни книгу. Издатель попросту отказался публиковать сей опус, как говорят — под давлением неких кругов. А Жан Тодт во всеуслышание объявил о том, что Степни не дружит с головой, да и на совете FIA голос проштрафившегося шеф-механика так и не был услышан.

Что же хочет сказать Степни? По словам самого Найджела, еще в феврале у него самого возникли некоторые вопросы по поводу легитимности новой аэродинамической конструкции Ferrari (вопрос о которой столь остро встал в начале сезона), и, по его словам, он пытался прояснить это до начала чемпионата сначала внутри команды, а затем — втайне от руководства «Ferrari» — доложив техническим специалистам FIA. Как утверждает сам Степни, его попытка найти справедливость осталась гласом вопиющего в пустыне. И тогда он решил обсудить эту проблему со своим старым знакомым Майклом Кугланом из «McLaren». По электронной почте. А в бумажном виде техническая документация «Ferrari» попала к Куглану в ходе совместного отдыха старых приятелей. Мол, Майкл просто утащил часть бумаг, которые Найджел читал на досуге…

Степни уверяет, что его действия объясняются исключительно желанием сохранить принципы честной игры в автоспорте, что, правда, в отношении современной «Формулы-1» выглядит либо сомнительно, либо глупо. А может быть, он просто хотел насолить своей (в то время) команде? Но факт остается фактом: именно по инициативе «McLaren» началось расследование FIA о легитимности конструкции Ferrari, этот элемент аэродинамики запретили уже по ходу первых гонок сезона (кстати, сама команда не была лишена очков). После этого машины Скудерии едут медленнее, постепенно сливая сезон «McLaren», «McLaren» ловят на обладании инсайдерской информацией «Ferrari», «McLaren» исключают из Кубка конструкторов, «Ferrari» выигрывает Кубок конструкторов, пилот Скудерии до последней гонки претендует на титул чемпиона. Выводы делайте сами…

А если бы не протест «McLaren», машины Ferrari остались бы такими, какими и были задуманы в межсезонье… и, возможно, Скудерия и так выиграла бы Кубок конструкторов и т.д. Теперь же более вероятно, что титул разыграют пилоты британской команды между собой, а Райкконену необходимо, чтобы гонку провалили оба гонщика «McLaren». Что в принципе также возможно, особенно в свете «теплых» отношений в конюшне, «любви» команды к Алонсо и того, что Хэмилтон наконец-то начал совершать ошибки, которые обязан совершать новичок. Имеются в виду не конкретные ошибки, свойственные новичкам, а то, что новичок в принципе должен совершать ошибки, чего с Хэмилтоном в этом году еще не случалось. Справедливости ради стоит отметить, что в тяжелых погодных условиях в Шанхае, когда дождь то начинался, то прекращался, немудрено было ошибиться.

И здесь большая часть вины все-таки лежит на команде, элементарно передержавшей пилота на дождевой резине на подсыхающей трассе, в результате чего покрышки износились.

Хотя сам по себе победитель Кими Райкконен в Китае провел блестящую гонку, смело обгонял, и если бы этот пилот отличался не только выдающимися способностями, но и выдающейся стабильностью, то ситуация перед последней гонкой могла быть совершенно иной. Фернандо Алонсо (как, впрочем, всегда в последнее время) больше запомнился не блестящей ездой, а недовольным выражением лица и вандальными действиями в адрес мотор-хоума «McLaren». С другой стороны, это явное выражение бессилия против сдержанного и улыбчивого британского саботажа со стороны команды. Впрочем, не разбей Алонсо машину на Гран-при Японии, за неделю до Китая, может быть, перед Бразилией расклад был бы другим. А получилось, что именно Льюис Хэмилтон совершил минимум ошибок в Гран-при Японии под проливным дождем и одержал четвертую победу в сезоне. Да и пилотам «Ferrari» не повезло: уже на первых кругах оба были вынуждены заехать в боксы поменять шины, что помешало им бороться за победу на этапе...

Тем временем Жан Тодт заявил, что шансы на то, что в 2008 году Алонсо присоединится к «Ferrari», равны нулю: команда не планирует менять гонщиков в будущем сезоне. Правда, при этом он не смог внятно объяснить, почему Масса в последние недели был замечен за переговорами с другими командами… Хотя поговаривают, что Тодт и сам может быть не в курсе планов на будущее, постольку-поскольку, вполне вероятно, в следующем году оставит гоночное подразделение в пользу Росса Брауна.

А вот Флавио Бриаторе, управляющий «Renault», наоборот, приглашает Алонсо вернуться. Именно в составе «Renault» испанский гонщик завоевал чемпионские титулы в 2005 и 2006 годах.

ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ МЫСЛИ

Льюис ХЭМИЛТОН:

— Это была моя первая ошибка за год… Невозможно прожить жизнь, не делая ошибок! А шины были настолько изношены, что я ехал словно по льду.

«МКмобиль»: Если Льюис хочет стать чемпионом, это должна быть его первая и последняя ошибка в сезоне. Бразильский Гран-при он обязан проехать безупречно.

Фернандо АЛОНСО:

— Этот результат помог мне вернуться в борьбу за титул чемпиона. Будет непросто… но я не сдамся до того момента, пока клетчатый флаг не опустится над трассой.

«МКмобиль»: Если «McLaren» не сдаст Алонсо намного раньше.

Кими РАЙККОНЕН:

— Для меня ситуация в личном зачете сложная, однако я продолжу борьбу даже при том, что далеко не все зависит от меня. Это будет великолепная схватка!

«МКмобиль»: Чтобы выиграть чемпионат, Кими нужно, чтобы в Бразилии Хэмилтон финишировал не выше шестого места, Алонсо — не выше третьего.

ЧЕМПИОНАТ ПИЛОТОВ (очки)

1. Льюис Хэмилтон 107

2. Фернандо Алонсо 103

3. Кими Райкконен 100

4. Фелипе Масса 86

5. Ник Хайдфельд 58

6. Роберт Кубица 35

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ

1. «Ferrari» 186

2. «BMW-Sauber» 94

3. «Renault» 51

4. «Williams» 28

5. «Red Bull» 24

6. «Toyota» 12