Полис для бандита

Интеллектуальные порывы Госдумы редко заканчиваются чем-то полезным для населения. Но среди всех неудач особенно «удался» закон об ОСАГО.

Интеллектуальные порывы Госдумы редко заканчиваются чем-то полезным для населения. Но среди всех неудач особенно «удался» закон об ОСАГО.

Его грабительская суть была известна с самого начала, а вот польза неочевидна до сих пор. При этом в том виде, в котором его обрушили на людей, он не имел права появиться и сразу после рождения должен был попасть на доработку и длительное обдумывание. Но лучшие представители народа решили, что опыты на людях все же нагляднее, и поэтому мы с вами три года подряд живем с этим убогим ОСАГО. Хотя минимальный позитив все равно случился. Всеобщий налог в пользу неизвестных третьих лиц почти избавил страну от подставных аварий.

И вот, насладившись нашим недоумением и позволив страховым компаниям прекрасно заработать, самые умные в стране люди — депутаты — решили всеобщую ответственность немного усовершенствовать. Среди всех изменений особенно интересны потуги на так называемый европротокол, позволяющий мелкие аварии оформлять без участия ГАИ. При этом под мелкими подразумевается ущерб в 25 000 рублей. Из этой затеи следует, что депутаты внезапно поверили в свой народ и уверены в его европеизированности и цивилизованности. Находясь 1000 лет под боком у Европы, мы Европой так и не стали, а всего за три года ОСАГО наконец-то совершили исторический скачок через прожитое тысячелетие и вполне себе европейцы.

И вот европротокол начинает обживаться в стране, что вынуждает каждого водителя учить наизусть расценки окрестных автосервисов и магазинов запчастей. И ладно, если бы пришлось держать в голове стоимость ремонта своей машины. Благодаря депутатам надо стремительно научиться разбираться в ценах на все автомобили вокруг. Ведь по ОСАГО мы защищаем не свою машину, а ту, в которую предстоит врезаться. И теперь всякая домохозяйка будет обязана уметь сразу, в одно мгновение оценить нанесенный ущерб, отсканировать скрытые повреждения, выстроить всю цепочку ремонтно-восстановительных работ с подробной калькуляцией и не сходя с места догадаться, превысила она разрешенный депутатами лимит цивилизованного европейца или нет. И если дама ошиблась и авария обошлась дороже, то автомобилистка как минимум рискует нарваться на регрессный иск, а как максимум — на обвинение в мошенничестве по ст. 159 УК и оставлении места ДТП с последующим лишением права управления. Но даже это — не главное последствие изменений.

Когда страховые компании затевали ОСАГО, они заранее подозревали всю страну в склонности к мошенничеству, дабы хоть как-то обезопасить себя от аварий по предварительному сговору сторон, в качестве гаранта собственных интересов обозначили милиционера, получившего в обязанность приезжать даже на самое мелкое ДТП, чтобы отстоять интерес страховой компании. Теперь благодаря тому, что аварии делятся на мелкие и все остальные, часть из них выходит из-под юрисдикции ГАИ. Между прочим, это внезапное доверие страховщиков к своему народу попутно означает, что денег они накопили неприлично много и уже готовы частью из них пожертвовать, оставив без милицейского присмотра.

Но на самом деле основным последствием европротокола станет возрождение «подставлял». Конечно, норма прибыли бандитов получает строгое ограничение в 25 000 рублей, но все равно это по нынешнему курсу $1000. И отныне крепкие ребята на больших машинах не будут завираться и рассказывать сказки о нормо-часах на ближайшей техстанции BMW и дороговизне покраски одного крыла, а сразу обозначат, что авария действительно мелкая, ущерб скромный, милицию звать не надо, да и оформлять ничего не имеет смысла. Ведь за ДТП страховщик на будущий год накажет виновника диким тарифом, поэтому давай, дедушка, здесь и сейчас по новому закону разберемся. И ведь в этой ситуации даже бесполезно звать ГАИ на помощь. Раз не обязаны — значит, милиционеры и не приедут. Поэтому противостоять натиску возрожденных законом «подставлял» каждый водитель будет в одиночку, и что-то не верится в его победу...