ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ KADETT

После распада СССР о существовании «Запорожского автомобилестроительного завода» в России почти забыли. А между тем ЗАЗ вполне неплохо себя чувствует в рыночных условиях. Здесь налажена мелкоузловая сборка автомобилей Daewoo, Mercedes-Benz, Chevrolet, Opel. При этом украинцы и про свой фирменный бренд не забывают, производя на свет такие чудные автомобили, как, например, ZAZ Sens.

Cалон Sens от своего прародителя принципиально ничем не отличается. По центру торпедо расположились знакомые с детства по бабушкиной газовой конфорке переключатели. Руль с двумя спицами и фирменным логотипом ЗАЗ, кроме уныния, никаких эмоций не вызывает. Панель приборов неплохо читается, но с солнечными бликами и китайцы уже научились бороться. Кстати, о Китае. Неряшливое качество сборки «украинца», характерный дешевый пластик, пространство для «запаски» за сиденьями — все это мы уже встречали в авто из Поднебесной. Определенно у Sens много общего с китайскими машинами — начиная с «шоколадной» цены и заканчивая невнятной управляемостью.

Безусловно, от коммерческого фургона никто не ждет суперустойчивости на крутых виражах и спортивной четкости реакций на малейший поворот рулевого колеса. Но, господа, тормоза-то в наш космический век должны быть не только в наличии. Хочется, чтобы они еще и функционировали достойно. Нет, Sens тормозит и способен делать это совсем недурно, правда, при условии, что правая нога водителя работает как многотонный пресс.

Впрочем, если отбросить «мелочные» придирки и иногда зажмуривать глаза в поворотах, дабы не пугаться избыточных кренов, то управляется Sens вполне сносно. Надежный экономичный двигатель, малый радиус разворота, эргономика легкового седана — что еще нужно для счастья водителю развозного городского фургона, который 80 процентов рабочего времени проводит в «пробках»? Правильно, хороший FM-приемник — и более ничего.

Интереса ради мы попытались перевести слово sens. В переводе с английского получаем что-то вроде «разменная монета» или «сенаторы». С французского — «чувство», «смысл» и «сознание». Полный коктейль, короче говоря. Хотя все в тему. Ведь ZAZ Sens и есть самый настоящий коктейль, смешанный веселым барменом в конце рабочей смены на потеху засидевшимся посетителям или просто ради творческого эксперимента. А ведь в былые времена Sens представлял собой вполне приличный седан корейского происхождения под названием Chevrolet Lanos, у которого в предках числится уважаемый Opel Kadett. Когда на ЗАЗ начали воплощать в жизнь проект Sens, представители «GM-Daewoo» не стали вставлять палки в колеса украинским партнерам, но от авторства поспешили откреститься и наложили вето на использование своего бренда и раскрученного имени Lanos. И свет увидел Sens. Кстати, по официальной версии завода Sens, это все-таки «смысл». Вот только чего — непонятно.

Суть проекта — в создании более дешевого (на 2000—3000 долларов) клона известного авто, успевшего неплохо зарекомендовать себя на рынке. Премьерный показ ZAZ Sens в кузове седан состоялся на одной украинской автовыставке в 2005 году. От своего именитого прародителя Sens в первую очередь отличается двигателем и коробкой передач. Ради привлекательной цены машину укомплектовали силовой установкой «Мелитопольского моторного завода» МеМЗ-307 (70 л.с.) и механической КП того же производителя. В 2006 году появилась модификация ZAZ Sens в кузове фургон, который, собственно говоря, и попал к нам на тест. Надо сказать, визуально Sens с «обувной коробкой» на закорках без всяких оговорок идентифицируется как Chevrolet Lanos, только распиленный пополам.

В Россию новинка поступила в качестве опытной партии в начале этого года. Скажем сразу: масштабного коммерческого успеха в нашей стране не случилось. Тем не менее отдельные любители украинской экзотики все же находятся.

Российских потребителей украинские производители пожалели. Вместо слабосильного двигателя МеМЗ-307 специально для российского рынка установили мотор 1,5 SOHC мощностью в 85 «лошадок». К сожалению, механическая 5-ступенчатая КП осталась прежней. Она вроде бы и не мешает автомобилю двигаться, но особо и не помогает. С КП водителю Sens надо серьезно подружиться, научившись размашистыми движениями и с усилием втыкать нужную передачу. При этом кажется, что передаточные числа в КП подбираются методом тыка, прямо по ходу движения. Автомобиль очень шумный. Правда, я так до конца и не понял, что больше шумит — КП, двигатель или пластиковый кунг.

В фургон ZAZ Sens, по заявлению продавцов этих машин, помещается 480 футбольных мячей или 50 микроволновых печек, 10 офисных кресел или 78 ящиков яблок, 725 тортов или 75 кроликов. Багажный отсек действительно удивительно большой. Но есть нюанс: он изготовлен из пластика, причем единой и неразделимой деталью.

Что может произойти с таким материалом в 30-градусный мороз при легком ударе, объяснять, думаем, не нужно. Хотя производитель уверяет, что его грузовой кунг по прочности даст фору цельнометаллическим фургонам. Охотно верю.

Только вот при закрывании дверей «Газели» опасений за их сохранность не возникает. Та же процедура с двумя створчатыми пластиковыми дверями Sens подобной уверенности не вызывает: уж больно они хлипко выглядят, да и закрываются вкривь и вкось. В общем, тяжелые грузы перевозить в этой машине явно не рекомендуется. Цветы, торты, футбольные мячи — пожалуйста, а вот с яблоками и офисными креслами ребята явно погорячились.