ЭКСПЕРТИЗА

Страховой брокер Леонид КОМАХИН.

ВНИМАНИЕ, РОЗЫСК!

Гаишники, оформляя аварию, не вписали в протокол название страховой компании виновника аварии, только номер полиса ОСАГО. Связаться с обидчиком не могу, поскольку он сменил телефон, а по месту прописки не живет. Возможно ли узнать, какой страховщик продал ему полис?

Дмитрий КОТОВ

— К сожалению, единая база по полисам ОСАГО в должной мере пока не работает. Страховые компании неохотно делятся информацией о своих клиентах, а некоторые и вовсе не хотят с единой базой связываться. Тем не менее у каждого страховщика есть своя внутренняя база данных по клиентам. Вам, разумеется, ни одна компания не предоставит доступ к файлам, но можно попробовать обратиться с запросом в Российский союз автостраховщиков (РСА). С высоты своего положения сотрудники РСА смогут найти общий язык со всеми компаниями и попытаться выяснить, где именно был застрахован аварийщик.

ПОДПИСАЛ — ЗНАЧИТ СОГЛАСЕН

Поцарапал крыло о дверь гаража. Страховая компания выплатила мне компенсацию в размере 5000 рублей, но ремонт обошелся в 10 000. Могу ли потребовать у страховщика полностью компенсировать мои потери?

Александр РОСТОВ

— По опыту скажу, что после получения страховой выплаты автовладельцу крайне сложно выбить дополнительную компенсацию. Причем даже через суд. Дело в том, что, подписав документы о сумме возмещения, вы тем самым согласились с калькуляцией страховых экспертов. Чтобы потребовать сумму перерасхода по ремонту, вам необходимо делать независимую экспертизу, а она стоит 2500–3000 рублей. При этом есть еще одна сложность: вы уже отремонтировали автомобиль, следовательно, установить характер повреждений теперь невозможно. Заказы-наряды и чеки из автосервиса для страховой компании не аргумент, ибо вполне возможно, что не страховщик занизил выплату, а слесари завысили стоимость ремонта. В общем, после драки кулаками не машут.

ХОЧУ ЗА БУГОР

Собираюсь в автопутешествие во Францию (через Белоруссию, Польшу, Германию). Какие страховые документы надо для этого оформить в обязательном порядке?

Евгения СВИРИДОВА

— Вам потребуется страховой полис под названием «Зеленая карта». Этот документ заменит нашу «автогражданку» и в случае вашей винов­ности в ДТП компенсирует расходы пострадавшей стороне. Поскольку Белоруссия не входит в состав стран ЕЭС, полис придется приобретать с покрытием на все страны. Российские страховщики продают «Зеленые карты» страховых компаний Болгарии, Польши, Чехии. Оплата производится в евро по курсу ЦБ РФ на день оплаты. Рассрочки по платежам не предусмотрены. Стоимость полиса для легковушки составляет в среднем от 15 до 150 евро, в зависимости от длительности поездки и страны пребывания. Лимиты ответственности определяются законодательством каждой страны, указанной на сертификате.

Еще одной защитой должен стать полис страхования медицинских расходов для людей, выезжающих за рубеж. Этот вид страхования покрывает расходы на лечение экстренных заболеваний или травм, а также необходимые при этом медикаменты, выписанные врачом. Ответственность по этой страховке несут уже российские страховщики.

Руководитель Учебного центра пожарной безопасности НПО «Пульс» Сергей АФАНАСЬЕВ.

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ПОЖАРНЫХ

Мой водительский стаж невелик, поэтому интересуюсь мерами пожарной безопасности при эксплуатации «железного коня». Подскажите, на что обратить внимание?

Кирилл СЕМЕНОВ

— Автомобиль считается источником повышенной опасности на дороге, в том числе и пожарной. Только вдумайтесь: электрический ток (искра зажигания), бензин (легковоспламеняющаяся жидкость) или газ (горючие газы), моторное масло, тормозная жидкость (горючие жидкости) — и все это сразу, «в одном флаконе» в вашем авто. Да еще в гараже нередко хранится запас различных горюче-смазочных материалов и комплект авторезины! Легко представить, что может произойти в случае даже самой незначительной неисправности электропроводки в машине или гараже. Поэтому здесь две составляющие безопасности: надежность и исправность «электрохозяйства», а также надлежащее хранение горючих материалов.

В первом случае необходимо своевременно проводить техобслуживание автомобиля, обращаясь только в официальные техцентры, а не к «умельцам». Особенно это касается установки дополнительного электрооборудования. Во втором — строго выполнять правила пожарной безопасности, причем как общие требования, так и установленные для автомобильного транспорта. Очень важно соблюдать все установленные требования безопасности при перевозке огнеопасных грузов.

Помимо этого много бед приносит неосторожное обращение с открытым огнем, прежде всего курение. А также огневые и пожароопасные работы при авторемонте (газоэлектросварка, малярные работы).

Учитывая все изложенное, не забудьте оснастить свои гаражи и автомобили системой обнаружения пожара, современными огнетушителями. Не будет лишним иметь под рукой и противопожарное полотно.

Помните, что топливо хранят только в специальной герметично закрытой таре. А резиновые шины — только в металлических ящиках с крышками. А главное — будьте всегда внимательны по отношению к своему автомобилю, и он вас не подведет.

Вице-президент «Общества потребителей автотехники России» Антон НЕДЗВЕЦКИЙ.

ПРОДАВЦЫ ЖИВУТ ОДНИМ ДНЕМ

Купил в известном автосалоне новую иномарку. Через пару тысяч километров пробега приказал долго жить топливный насос высокого давления (у меня машина с дизельным «движком»). Обратился к продавцу с требованием вернуть деньги за плохой автомобиль, но получил вежливый отказ. Тогда пригрозил судом. Когда дело дошло до повестки, выяснилось, что ООО, продавшего мне иномарку, больше не существует. Выходит, подавать в суд просто не на кого?..

Михаил МАКЮШИН

— Закон РФ «О защите прав потребителей» дает вам возможность адресовать свои претензии по качеству товара импортного производства не только продавцу, но и импортеру, то есть фирме, которая ввезла товар на территорию России. Это существенно облегчает возможность реализовать свои законные права гражданам, купившим бракованные иномарки у фирм-однодневок.Но даже несмотря на совершенство закона в этой части, по сей день нередки случаи, когда различные ООО, продав несколько партий дорогостоящих машин, юридически исчезают. Причем чтобы обойти закон, импортерами сейчас выступают такие же ООО-однодневки.

Попробуйте предъявить свои претензии импортеру, который ввез в Россию ваш автомобиль. Будем надеяться, что это не фирма-однодневка, а официальное представительство производителя.

КУРИТЬ — МАШИНАМ ВРЕДИТЬ

Обратился в автосервис для замены топливного фильтра. Слесари стали откручивать элементы топливной системы, потек бензин, и в этот момент кто-то из мастеров выронил тлеющий окурок. Машина вспыхнула. Я побежал за огнетушителем, но его в автосервисе не оказалось. После того как авто выгорело дотла, я потребовал от директора СТО компенсацию ущерба, на что он мне заявил, мол, виноваты слесари и к ним все претензии. Прав ли директор сервиса?

Иван КАРТАШОВ

— Ссылки автосервиса на то, что ущерб причинен по вине слесарей и поэтому требования о возмещении ущерба необходимо адресовать им, конечно же, неправомерны. В соответствии с действующим законодательством (ст. 1068 ГК РФ) юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.

Автосервис обязан обеспечить контроль за действиями своих сотрудников и безопасным проведением работ.

Не говоря уже о том, что в автосервисе отсутствовали даже первичные средства пожаротушения! Это в значительной степени усугубило размер причиненного ущерба. Так что вина автосервиса очевидна. В такой ситуации потребителю немедленно должна быть выплачена компенсация.