Заморские гости

Отвечают ли слияния и поглощения, бурное развитие розничных сетей бесхит­ростным вековым нашим чаяниям: купить подешевле и без очереди? Может, лицом к клиенту повернутся хотя бы иностранные торговцы, проявляющие все более пристальный интерес к растущему не по дням, а по часам российскому рынку?

Вот бы узнать: чем обернется для рядового автолюбителя идущий незаметно для постороннего глаза масштабный передел рынка? Отвечают ли слияния и поглощения, бурное развитие розничных сетей бесхит­ростным вековым нашим чаяниям: купить подешевле и без очереди? Может, лицом к клиенту повернутся хотя бы иностранные торговцы, проявляющие все более пристальный интерес к растущему не по дням, а по часам российскому рынку?

О планах экспансии заявляют признанные лидеры мировой автоторговли. Одна из крупнейших дилерских сетей Америки компания «United Auto Group», владельцем которой является известный в прошлом автогонщик Ричард Пенски, хочет продавать автомобили и на российском рынке. Компания готова приобрести уже готовый бизнес или заключить стратегический союз с одним из крупнейших местных дилеров. По некоторым данным, еще год назад представители UAG вели переговоры с такими китами отечественного автобизнеса, как «Genser», «Major Auto» и «Рольф» (правда, в прошлом году почти треть акций «Genser» досталась фонду «Volga River One Capital Partners»).

Кстати, и инвестиционные фонды заинтересовались автомобильным бизнесом всерьез. Дилеры ежегодно показывают прирост по обороту почти на 100%, и этот рост может гарантировать фондам желаемую доходность инвестиций в 30–40% годовых. В прошлом году «AIG-Interros Russia Century Fund» получил долю в «Инком-Авто», а сейчас «Alfa Capital Partners» фактически приобрел половину «Независимости».

Но вернемся к профильным игрокам. Буквально на днях крупная международная компания «Inchcape» со штаб-квартирой в Великобритании объявила о покупке 75,1% акций «Musa Motors». (Ранее «Inchcape» приобрела петербургский дилерский холдинг «Olimp» и создала СП с «Независимостью».) Иностранцы готовы заплатить до $450 млн. (окончательная цена определится после аудита «Musa Motors» по итогам 2008 года). Еще $250 млн. может быть выплачено за остальные 24,9% в 2011 году.

На зарубежных дилеров, утомленных стагнацией в своем отечестве и рвущихся в Китай, Россию и прочие малоавтомобилизированные страны, надежда и впрямь большая. Ну как они, взращенные на идеалах свободной конкуренции и любви к клиенту, перенесут эти высокие стандарты капиталистической торговли на наши просторы?

Или, быстренько ассимилировавшись, грамотно поделят рынок, установив господство нескольких крупных сетей? Тогда о желанных плодах конкуренции клиентам придется забыть надолго.