Тяжелые на подъеме

Выставка «КОМТРАНС», проходящая каждую весну в «Крокус Экспо», — важное событие в области коммерческого транспорта. Это мотор-шоу как зеркало отражает общие тенденции развития рынка грузовиков, автобусов и спецтехники.

В 2007 году в выставке приняли участие 232 компании, из них 63 — зарубежные. Но если тогда львиная доля всей экспозиции приходилась на малотоннажные фургоны и минивэны, то на «КОМТРАНС-2008» главными «фигурантами» стали тяжелые тягачи и многотоннажные грузовики. Оно и понятно. Современную Россию захлестнул строительный бум, значительно вырос и внутренний товарооборот, так что сегодня тяжелые машины в спросе как никогда.

По некоторым данным, в сегменте коммерческой техники наиболее высокими темпами в 2007-м росли именно продажи тяжелых грузовиков (на 32,5% больше, чем в предыдущем году). Вдвое увеличились продажи новой зарубежной техники. Не стоят на месте и отечественные автозаводы. Рост производства грузовиков в 2007 году составил в России 15%; автобусов — 8,6%; троллейбусов — 22%. Некоторые наши заводы, работая на пределе возможностей, все равно не в силах полностью удовлетворить спрос. Многие автостроители, не только отечественные, но и зарубежные, сегодня принимают заказы на технику, которую клиент сможет получить лишь в сентябре-ноябре 2008 года. Некоторых бизнесменов это совершенно не устраивает, и чтобы получить нужные машины здесь и сейчас, они обращают внимание на предложения из Поднебесной. И неудивительно поэтому, что на нынешней выставке тягачи и мощные грузовики китайского производства были представлены весьма широко. Однако ситуация с этими автомобилями на российском рынке складывается, мягко говоря, странная.

Практически все, кто уже получил опыт эксплуатации китайских большегрузов, в один голос говорят о низком качестве и беспрецедентной их ненадежности. Однако на вопрос, купят ли они еще раз такую машину, бизнесмены отвечают утвердительно. И удивляться тут нечему. Когда коммерсант не может оперативно приобрести нормальную, надежную технику для выполнения конкретного заказа, выход один — заложить в стоимость услуги цену дешевого китайского авто. Заказ выполнен, деньги получены, рассыпающийся на ходу автомобиль задвигается в дальний угол под разбор на запчасти, ведь далее эксплуатировать его нерентабельно, да и небезопасно. Появляется следующий заказ, а под него и второй китайский автомобиль, который прослужит чуточку дольше, ведь к нему уже есть запасные детали. На такой схеме эксплуатации и держится спрос на китайские поделки. Кстати, по неофициальным данным, в своих отчетах о проданных в России авто китайские товарищи активно занижают цифры, дабы не дразнить конкурентов и не пугать общественность. По этой причине значительная часть новых грузовиков из Поднебесной завозится к нам как бэушный товар. Высокие таможенные пошлины не помеха, цена-то машин мизерная. К тому же секонд-хенд не надо сертифицировать. Впрочем, коммерческие авто из Поднебесной не мешают авторитетным автопроизводителям видеть могучий потенциал нашего рынка. В связи с чем на «КОМТРАНС-2008» помимо «китайцев» демонстрировалось немало другой — достойной и качественной — техники.

На стенде «Mercedes-Benz» в роли главного экспоната выступал новейший седельный тягач Actros модели 1841 LS 4х2 Bluetec 5 PowerShift. Благодаря дизельной технологии Bluetec машина соответствует экологическим нормам аж 2009 года!
Подразделение «Ford» «Heavy Trucks» продолжает интенсивно продвигать свою продукцию на наш рынок. В 2008 году «Ford» планирует продать 2200 грузовых автомобилей. Флагманская модель — Cargo — производится в Турции.

Модельный ряд Cargo состоит из седельных тягачей, грузовых, самосвальных и автовозных шасси. Машины оснащаются двигателем Ford Ecotorq объемом 7,3 литра в двух модификациях — мощностью 240 л.с. и 300 л.с.

КамАЗ представил новый автопоезд на базе усовершенствованного седельного тягача КaмAЗ-5460-036-63. В его составе — изотермический полуприцеп С-350. Автопоезд способен перевозить грузы весом до 24,5 тонны. Холдинг АМО ЗиЛ выставил пять автомобилей отечественной разработки и пять — представляющих новое российско-китайское СП «Howo-ZIL». Новинки собственной разработки ЗиЛа — три самосвала с колесной формулой «4х2», два из которых созданы на базе моделей ЗиЛ-5301 и ЗиЛ-4329М0. Третий грузовик выполнен с кузовом, предназначенным для перевозки сельскохозяйственной продукции. Показанные самосвалы от «Howo-ZIL» с колесными формулами «4х2», «6х4» и «8х4» обладают грузоподъемностью 11, 20 и 26 тонн соответственно. Седельный тягач с высокой кабиной HW79 оборудован двумя спальными местами и системой CON.

Не обошлось на выставке и без премьер. Так, например, состоялась презентация первого FIAT Ducato, выпущенного в России. Компания «Sollers» планирует наладить производство этих авто в шести базовых модификациях (четыре типа фургонов, комби, микроавтобус) и трех специальных версиях, разработанных для российского рынка, — школьный автобус, «скорая помощь» и маршрутное такси.

Кстати сказать, тема маршруток, судя по всему, нынче в моде. И в выставочных павильонах красовались переделанные в такси Peugeot Boxster от компании «Ирито» и микроавтобус Maxus от Группы «ГАЗ». Что ж, объем пассажирских перевозок в стране растет. Аналитики утверждают, что в ближайшие годы надо ждать резкого роста продаж малых и больших автобусов.