Битвы за подиум

Быть первым номером хочется почти всем. А среди производителей автомобилей азартным состязанием за первое место увлечены действительно все без исключения. Причем даже самые чахлые и неспособные обязательно придумывают себе какую-нибудь нишу, в которой они действительно лидеры.

Самая увлекательная коллизия последнего времени разыгрывается в номинации «Первый в мире по продажам автомобилей». Обратите внимание: не по выпуску, а именно по продажам. И вот-вот на пьедестал должна была встать японская «Toyota», наконец-то обогнавшая глобальный GM. И вроде бы даже шампанское уже закуплено и блеск медалей начинает пробиваться сквозь статистику.

Но не тут-то было. «Toyota» как была, так и остается номером два. По итогам продаж полугодия на первом месте идет концерн «General Motors», сумевший реализовать 4,8 млн. машин. «Toyota» приотстала на 360 000 штук. Но, казалось бы, еще полгода впереди и рано грустить. Но дело в том, что, во-первых, японцы сами начали беготню впереди паровоза и на всех углах заявляют, что уж в этом-то году они GM обгонят, а во-вторых, именно тойотовцы и поспешили утешить себя и окружающих отказом от борьбы за первое место. Дело в том, что огромная часть будущей удачи зависела от американского рынка, ради которого фирма научилась делать автомобили, применимые только на внутреннем рынке США. Одна парочка здоровенных аппаратов Toyota Tunrda и Toyota Sequoia чего стоит! Но у американцев иссякла привычка ездить на большом и прожорливом, началась мода на умеренный аппетит. Отсюда и спад продаж. И, заглядывая во второе полугодие, японцы снизили план продаж в Америке, после чего неизбежно при­шли к осознанию второго места. По идее, вместо заявленных десяти миллионов четырехсот тысяч «Toyota» сможет продать девять миллионов семьсот тысяч автомобилей.

А GM опять остается всемирным лидером. Хотя состязание у них не до конца честное. Японцы свой логотип вешают в основном на то, что выпускают сами либо на совместных заводах, а американцы раздают его направо и налево. Ведь в их глобальной статистике учитывается даже наша новая Niva, которая к GM имеет не больше отношения, чем лошадь Пржевальского к американскому рысаку.

А пока идет разборка между первым и вторым, на третье место впервые в своей истории нацелился немецкий концерн «Volkswagen», уже опередивший «Ford», который, к своему удивлению, опустился на четвертое место. Правда, разница в продажах совсем небольшая: у VW в активе 3,31 млн. машин, а у «Ford» — 3,22 млн. При этом под крылом «Volkswagen» на общую статистику трудятся «Audi», «Skoda», SEAT, «Lamborghini» и даже «Bentley». А за «Ford» стоят лишь «Mazda» и «Volvo».

&

В СВОЕ ВРЕМЯ, КОГДА ГЛАВНЫМ дизайнером одного отечественного автозавода был мало на что пригодный специалист, он из последних сил хвастался, что «зато наш дизайн-центр — самый крупный в мире по количеству занятых сотрудников». Конечно, это главное достижение для завода, тем более что в штат неизбежно включены даже уборщицы. И вполне понятно, что «Pininfarina», «ItalDesign» и «Bertone» умирали от зависти к великому русскому дизайнеру.