Прожженные

Что такое свеча зажигания и что она делает в автомобиле, знает самый распоследний «чайник». Сейчас на российском рынке помимо отечественных присутствует такое множество маститых и не очень «свечных» брендов, что потребителю немудрено запутаться в красочных упаковках и зубодробительных аббревиатурах фирменной классификации.

Главное условие нормальной работы свечи в камере сгорания — стабильность ее температуры при разных режимах работы двигателя. Даже на холостых оборотах она не должна опускаться ниже 380–400 °C. В этом случае на ней не образуются отложения — происходит самоочистка. С другой стороны, в режиме максимальной нагрузки на двигатель температура «запала» не должна превышать 850–900 °C. Выше этого порога топливовоздушная смесь будет иметь склонность к калильному воспламенению от перегретых участков свечи. Таким образом, после запуска двигателя запальное устройство должно как можно быстрее прогреваться до рабочей температуры, но не перегреваться впоследствии, быстро и эффективно отдавая тепло блоку цилиндров.

Прежде всего свечи различаются геометрическими параметрами корпуса. Главные из них — диаметр и длина резьбовой части корпуса свечи.

Кроме того, свечи разнятся значениями калильного числа. Численное значение этой характеристики тем больше, чем свеча «холоднее». «Холодная» менее интенсивно поглощает тепло из камеры сгорания, у нее высокое калильное число. «Горячая» нагревается сильнее, и ее калильное число, соответственно, меньше.

Свечи — расходный материал. Средний срок службы — примерно 40 000 километров пробега. Хотя это, как говорится, не догма: встречающийся на отечественных заправках низкокачественный бензин заметно сокращает срок жизни свечей.

То же самое происходит и при использовании высоко­октанового бензина российского разлива, в котором очень велика доля металлсодержащих антидетонационных присадок. Визуально это выражается в появлении на рабочей части свечи красноватого налета.

Вообще, по свече можно много понять о характере процесса сгорания топлива, составе смеси и качестве бензина. Нагар в виде бархатисто-черного сухого налета копоти возникает, как правило, при переобогащенной воздушно-топливной смеси. Наиболее вероятные причины: неправильная регулировка карбюратора, сбой в системе управления инжекторного двигателя (например, отказ или неверные показания лямбда-зонда) или банальный засор воздушного фильтра.

Черный маслянистый нагар на электродах и изоляторе указывает на неправильный температурный режим работы свечи — ее калильное число слишком велико для данного мотора. Аналогичную картину дает попадание масла в камеру сгорания.

Абсолютная чистота изолятора, его девственно белый цвет — признак перегрева свечи. Значит, ее калильное число слишком низко для таких условий работы. Аналогично проявляется работа двигателя на бензине с низким октановым числом или обедненной воздушно-топливной смеси.

Трещины на керамической юбке центрального электрода, появляются из-за слишком ранним моментом зажигания и неправильной величиной зазора между электродами свечи.

DENSO

Свеча зажигания «Twin Tip» — новинка от компании «Denso». Обладает тонкими центральным и боковым электродами. При ее изготовлении не используются драгоценные металлы. «Twin Tip» обеспечивает большую мощность двигателя при меньшем расходе топлива. В этом ее основное преимущество по сравнению со стандартной свечой. Конструкция бокового и центрального электродов способствует лучшему искрообразованию. Исключительно тонкий центральный электрод диаметром всего 1,5 мм (у стандартной свечи — 2,5 мм) производит значительно более мощную искру, повышая эффективность зажигания. Новинка по всем характеристикам превосходит стандартные свечи, при том что ее стоимость значительно ниже, чем у свечей, изготовленных с использованием иридия.

CHAMPION

Свечи «Champion» серии EON обладают ребристым керамическим изолятором, предотвращающим токи поверхностной утечки. Заметное улучшение работы достигнуто благодаря увеличенному расстоянию между электродами.

Тонкостенный центральный медный электрод призван улучшить рассеивание тепла. Медный заземляющий контакт сердцевины улучшает процесс охлаждения и увеличивает срок службы свечей. Удлиненный электрод разрядника позволяет улучшить тепловой коэффициент свечи зажигания. Ограничитель напряжения F.I.S.S. с сопротивлением 5 кОм обеспечивает более мягкий холостой ход. Латунная насечка служит для улучшения штепсельного соединения.

NGK

«NGK Spark Plug» представил свечи зажигания двух новых типов для двигателей нового Ford Mondeo. Они
найдут применение в версиях, оснащенных ДВС объемом 2 и 2,3 литра.

Новый Ford Mondeo будет оснащаться совершенно новым двигателем с абсолютно новой свечой зажигания — иридиевой ILTR5A-13G от NGK. Она отличается крайне долгим сроком службы — 120 000 километров пробега. Кроме того, ее характерной чертой можно считать удлиненную резьбу, что требуется для данного типа двигателей. Обе свечи зажигания для Ford Mondeo благодаря своим филигранным иридиевым электродам улучшают качество зажигания.

BERU

«Beru Ultra X Titan» — современная высокотехнологичная свеча зажигания. В ней воплощены последние достижения инженеров из Людвигсбурга (Германия). Для бокового электрода применен титан в составе высоколегированного сплава, а на его внутренней поверхности появилось пять V-образных канавок. Центральный электрод с платиновой наплавкой, изменены его форма и изолятор. Ресурс свечи возрос до 60 000 км пробега. Начало продаж в России — январь 2009 года.

EYQUEM SNC

Французская компания «Eyquem SNC», основанная в 1886 году, является поставщиком на конвейер таких грандов автомобилестроения, как «Renault», «Peugeot» и «Citroёn». C октября 2007 года «Eyquem SNC» начала производство свечей зажигания M12Hex-14 для инновационных двигателей «Renault» и для вторичного рынка автозапчастей. Благодаря внедрению новых технологий данную свечу «Eyquem» производит с новым изолятором диаметром 9 мм вместо 10,5 мм, а также использует новый дизайн корпуса — шестигранник 14 мм.

WEGO

Важное свойство свечей зажигания «Wego» — их способность к самоочищению от образующегося нагара. Благодаря оптимальному распределению тепла в тепловом конусе изолятора и низкому температурному пределу самоочищение свечей «Wego» происходит при любых режимах работы двигателя. Высокие теплопроводящие характеристики свечей «Wego» достигаются благодаря сборке с минимально возможными зазорами между деталями, применению центрального электрода со стержнем из меди и выведению теплового конуса непосредственно в камеру сгорания, а также применению теплоотводящей шайбы между тепловым конусом и металлическим корпусом свечи.

PLAZMOFOR

Свечи «Plazmofor» типа GAZ специально разработаны для автомобилей, работающих на топливе бензин-газ, и подходят к автомобилям, оборудованным газобаллонными установками сжатого (метан) и сжиженного (пропан-бутан) газа. Ввиду работы в условиях повышенных температуры и напряжения обладают улучшенными тепловыми характеристиками и надежностью.

Электроды GAZ-свечи сконструированы в виде ракетного сопла с форкамерой. При подаче высоковольтного импульса в зазоре между электродами происходит пробой, образовавшийся плазменный сгусток выталкивается в камеру сгорания цилиндра. Одновременно происходит поджиг топливной смеси в форкамере свечи, и продукты сгорания через сопло с высокой скоростью впрыскиваются в цилиндр.

ПА-RUS

Высокое качество и доступная цена свечей зажигания «ПА-RUS» известны многим российским автолюбителям. В этом году компания решила провести розыгрыш ценных призов — изделий из чистой платины 999-й пробы весом 20 граммов, что эквивалентно примерно 20 000 рублям в денежном исчислении. Каждая стотысячная свеча зажигания «ПА-RUS» имеет центральный электрод из чистой платины. Теперь авто­владельцу достаточно поскрести центральный электрод металлическим предметом, чтобы узнать, получит ли он приз. Если электрод засверкает специфическим платиновым блеском, значит, вы — обладатель приза!

WEEN

Линейка свечей «Ween» предназначена для использования на автомобилях ВАЗ, ГАЗ и на некоторых моделях зарубежного производства. Свечи «Ween» имеют центральный биметаллический электрод из никелевого сплава с медным сердечником. Изолятор изготовлен из керамики с высоким содержанием двуокиси алюминия и сочетает высокую механическую прочность с хорошими изоляционными свойствами. Герметизация изолятора в корпусе производится по технологии термической усадки. Резьба на корпусе изготавливается методом накатки, что позволяет получить высокую точность профиля. Сам корпус имеет антикоррозионное гальваническое покрытие.

AUTOLITE

«Autolite XP Xtreme Perfomance» — свечи с боковым платиновым и центральным иридиевым электродами. Они позволяют увеличить надежность искрообразования и воспламенения рабочей смеси во всех режимах работы двигателя. Кроме того, использование этих материалов облегчает запуск двигателя и улучшает динамические характеристики автомобиля. Уменьшение диаметра центрального электрода позволило снизить требуемое напряжение искрообразования. Следствием этого шага стали более высокая производительность и больший срок эксплуатации свечи.

MAGNETI MARELLI

Биметаллические «Magneti Marelli Golden Lodge» — свечи с четырьмя электродами. Такой тип конструкции признан ведущими автомобильными производителями лучшим в отношении надежности искрообразования и долговечности. Использование четырех биметаллических боковых электродов совместно с центральным электродом, имеющим медный сердечник, позволяет эффективно рассеивать тепло. Использование «кожуха» вокруг центрального электрода, сделанного из сплава никеля, хрома и марганца, гарантирует высокую сопротивляемость коррозии. Эта технология пришла из авиационного реактивного двигателестроения.

BOSCH

Свечи «Bosch Super Plus» отличаются высокой надежностью и уникальной защитой от коррозии за счет никель-иттриевого легирования центрального электрода. Это уменьшает износ центрального электрода и увеличивает интервал замены свечей. За­остренный боковой электрод свечей зажигания «Bosch Super Plus» обеспечивает высокую надежность зажигания и оптимальное сгорание воздушно-топливной смеси наряду с повышенной защитой катализатора и пониженным потреблением бензина. Отдельные части свечи зажигания, такие как керамические изоляторы, электроды и резьба, производятся и устанавливаются с минимальным допуском.