В духе времени

Вот и пришлось европейскому отделению компании «Ford» спешно осваивать новую нишу, выпуская в свет Kuga, а концерну «Volkswagen» — дополнять модельный ряд маленьким Tiguan. Похоже, основоположнице данного сегмента «Toyota», подарившей миру RAV4, впору насторожиться.

Вот и пришлось европейскому отделению компании «Ford» спешно осваивать новую нишу, выпуская в свет Kuga, а концерну «Volkswagen» — дополнять модельный ряд маленьким Tiguan. Похоже, основоположнице данного сегмента «Toyota», подарившей миру RAV4, впору насторожиться.

Наверстывать упущенное отвергнутым утонченными европейцами американским увальнем Maverick в компании «Ford» начали еще в 2005 году. Годом позже подиум Парижского автосалона украсил «кинетический» концепт Iosis X. Франкфурт-2007 стал местом премьеры предсерийного образца. А серийная версия первого в истории «Ford of Europe» компактного кроссовера Kuga увидела свет в начале текущего года.

Не сидели сложа руки и в «Volkswagen». Твердо решившись повторить успех Touareg на паркетном бездорожье, немцы подошли к созданию компактного кроссовера с присущей им основательностью. На разработку новинки потратили целых четыре года. Даже широкую общественность привлекли: название перспективной модели определялось практически всенародным голосованием. Большинством голосов победил многообещающий «гибрид» тигра и игуаны — Tiguan. Под этим именем автомобиль и предъявили публике в 2006 году на салоне в Лос-Анджелесе (тогда — в качестве концепта). На следующий год в Женеве показали предсерийную версию. В серию Tiguan пошел уже в этом году. А с лета освоена его крупноузловая сборка на российском заводе VW в Калуге.

На фоне новичков кроссовер Toyota — настоящий убеленный сединами ветеран. Да так оно и есть. Ведь первый RAV4 появился на свет еще в прошлом веке, в 1994 году, став родоначальником этого столь популярного сегмента.

Сегодняшних его соперников еще и в проекте не было, а уже японцы вовсю разрабатывали третье поколение RAV4, дебютировавшее на российском рынке в начале 2006 года.

Впрочем, внешне автомобиль третьего поколения практически не отличается от предшественника образца года 2000-го. Сохранив прежние формы и пропорции, популярный кроссовер стал чуть крупнее и оттого выглядит солиднее.

Особенно на фоне соперников, применить в отношении которых эпитет «солидный» просто рука не поднимается.

Вот «стремительный», «динамичный», «ультрасовременный» — это пожалуйста. А солидности в облике Kuga и Tiguan, ей-богу, никакой. Оба — типичные продукты своего времени. Жертвы тотальной унификации, прослеживающейся буквально во всем: от дизайна до используемых узлов и агрегатов. У кроссовера Ford — пожалуй, самой «кинетической» и выразительной модели в линейке компании — еще есть какая-то индивидуальность. А Tiguan… Сбоку — Touareg, сзади — Golf Plus.

Не больше оригинальности и в интерьерах. Немецкий кроссовер практически копирует тот же Golf Plus (с примесью Touran), а счастливый обладатель Kuga, пересевший за руль модной новинки с обычного Focus или Focus C-MAX, тоже почувствует себя как дома. Разумеется, и RAV4 не обошелся без копирования фамильных черт. Но его выразительная двухэтажная передняя панель определенно самобытнее, чем у конкурентов.

Серьезных проколов в эргономике подопытных машин не отмечено. Благодаря довольно широкому диапазону вертикальных и горизонтальных регулировок сиденья и возможности настраивать рулевую колонку не только по углу наклона, но и по вылету (кстати, для японского автомобиля это свойство — почти уникальное), за «баранками» наших героев будет удобно водителям практически любого роста и комплекции. Проблемы могут возникнуть лишь у очень высоких людей.

Ну а каково пассажирам? Увы, но простором на задних сиденьях не может похвастаться ни один из наших героев.

В принципе, втроем усесться можно, однако вдвоем будет не в пример комфортнее. Хорошо, хоть места для ног в достатке. Пожалуй, лучше всего с этим обстоят дела у Kuga, заметно превосходящего конкурентов в размерах колесной базы. Даже человек заметно выше среднего роста усаживается «за собой» так, что до спинок передних сидений остается добрых 5 см. Правда, в отличие от Toyota и VW кроссовер Ford не предлагает регулируемых по горизонтали задних сидений, значительно облегчающих поиск компромисса между комфортом пассажиров и пространством для багажа.

Кстати, пару слов о багажниках. При наличии пассажиров на задних сиденьях наибольший полезный объем предлагает Toyota. А нужно загрузить авто под завязку — кресла складываются буквально одним движением. Причем делать это удобно как из салона, так и из багажника, где предусмотрены специальные ручки. Продуманная система трансформации салона (при заказе опциональной «докатки» задние сиденья складываются «в пол») имеется и у Tiguan. При этом откинутые подушки не мешают сдвигать назад передние кресла, как это происходит в Kuga, использующем схему a-ля Focus. А преимущество Ford — в открывающемся стекле (да что там стекле — целой верхней секции) пятой двери: легкие вещи можно грузить прямо через окно.

Что ж, самое время проверить, каковы наши герои на ходу. Покупателям RAV4 предлагается два бензиновых мотора: 2-литровый 152-сильный, позволяющий выбирать между 5-ступенчатой «механикой» и 4-ступенчатым «авто­матом», и 2,4-литровый 170-сильный, агрегатируемый только с АКП-4. Клиентам Kuga пока доступен только 2-литровый 136-сильный дизель с 6-ступенчатой механической коробкой передач, но дилеры вроде бы начали принимать заказы на 2,5-литровый 200-сильный бензиновый турбомотор (эту версию можно будет укомплектовать АКП-5).

Немецкий кроссовер пока продается только с бензиновыми моторами. Можно купить Tiguan с двигателем 2.0 TSI (170 л.с.) и АКП-6 или предпочесть 1,4-литровую версию с 6-ступенчатой «механикой».

Под капотом «нашего» Tiguan был как раз такой моторчик. «Движок» этот — с секретом. Благодаря двойному турбонаддуву с него «сняли» аж 150 лошадиных сил. Посему и разгоняется Tiguan великолепно: не успеешь опомниться, а на спидометре уже заветная «сотня». Передачи переключаются с оружейной четкостью (надо лишь приспособиться к очень короткой первой).

Понравился Kuga, буквально поразивший гармонией составляющих силового агрегата. Моментный дизель подхватывает с самых «низов», а коробка радует не только четкостью переключений, но и продуманным подбором передаточных чисел.

Модернизированный «автомат» RAV4 похвально скор (к слову, и механическая трансмиссия настроена и исполнена очень даже неплохо). Однако крутить двигатель не хочется: после 4000 оборотов он становится слишком шумным.

В общем, ездить быстро наши герои умеют. Причем не только по прямой. Грамотные настройки шасси, электронные помощники и «правильная» резина позволяют проходить повороты с максимально возможной скоростью.

Полноприводные трансмиссии наших героев реализованы по единой схеме: электрогидравлическая многодисковая муфта Haldex передает часть тягового усилия на задние колеса при пробуксовке передних (в первых двух поколениях RAV4 оснащался постоянным полным приводом). Кроме того, у каждого имеется более или менее емкий «арсенал» средств электронной поддержки на бездорожье. Проще всего водителю Kuga, где противобуксовочная электроника активируется автоматически. Человеку остается лишь работать головой, рулем и педалями. «Рулевой» Toyota может самостоятельно заблокировать муфту или активировать режим ассистента спуска с горы. В Tiguan достаточно нажать кнопку оnroad/оffroad. При этом смягчаются реакции на «газ», включается система помощи при подъеме/спуске, допускается непродолжительная блокировка колес.

Впрочем, до настоящих «проходимцев» нашим героям, конечно, далеко: отсутствует понижающий ряд в трансмиссии, да и геометрическая проходимость оставляет желать лучшего (правда, Tiguan предлагается и с адаптированным бампером, обеспечивающим угол въезда 28 градусов против обычных 18).

Остается лишь добавить, что за базовый Ford Kuga дилеры просят от 881 000 руб. Японский кроссовер обойдется минимум в 901 000 руб. А самый доступный VW Tiguan облегчит карман на 904 000 руб.

КРАШ-ТЕСТ FORD KUGA

В серии краш-тестов ассоциации EuroNCAP компактный кроссовер Ford Kuga заработал 5-звездный рейтинг, получив 33 балла. В имитации фронтального столкновения автомобиль удостоился 13 очков. Эксперты отметили недостаточное давление в подушке безопасности, что может привести к травме головы водителя. За боковой удар Kuga получил 16 баллов, и тут обошлось без замечаний. Не менее высоко была оценена безопасность находящихся в салоне детей (4 звезды из 5). За «лояльность» к пешеходам автомобиль получил 3 звезды из 4.

КРАШ-ТЕСТ TOYOTA RAV4

Компакт-кроссовер Toyota впервые прошел тесты ассоциации EuroNCAP в 2006 году. Эксперты присудили RAV4 приличествующие случаю 4 звезды. Автомобиль заработал 32 балла, 12 из которых пришлись на фронтальный удар и 16 — на боковой (еще по 2 балла начислили за сигнализацию о непристегнутых ремнях безопасности и по результатам бокового удара о столб). Столь же высоко была оценена безопасность находящихся в салоне детей (39 баллов или 4 звезды из 5). В испытаниях на безопасность пешеходов получил 21 балл или 3 звезды из 4.

КРАШ-ТЕСТ VW TIGUAN

В тестах EuroNCAP немецкий кроссовер удостоился 5-звездного рейтинга, набрав 34 балла: 14 — в имитации фронтального столкновения и 16 — при боковом ударе (еще 4 очка Tiguan получил за наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности и по результатам бокового удара о столб). Эксперты отметили потенциальную опасность рулевой колонки для ног водителя. Малолетних пассажиров машина защищает на «четверку» — 39 баллов. А безопасность пешеходов эксперты оценили в 17 баллов или 2 звезды из 4 возможных.