Хордиальная проблема

Если читать наши деловые газеты, то может сложиться ощущение, что живешь в другой стране. Что ни страница, то какие-то невиданные экономические достижения, потрясающие работы и умелые управленческие решения. Кругом реформы, ответственные мероприятия и прозорливые проекты на будущее. Самое фантастическое событие из этой же категории — недавнее расширенное заседание коллегии Минтранса.

Если читать наши деловые газеты, то может сложиться ощущение, что живешь в другой стране. Что ни страница, то какие-то невиданные экономические достижения, потрясающие работы и умелые управленческие решения. Кругом реформы, ответственные мероприятия и прозорливые проекты на будущее.

Самое фантастическое событие из этой же категории — недавнее расширенное заседание коллегии Минтранса.

Общеизвестно, что нет такого человека, который не разбирается в вопросе городских «пробок». И вот в Минтрансе собрались как раз такие избыточно осведомленные специалисты широчайшего масштаба и мгновенно породили правильное решение проблемы московских заторов. Называется оно «Специальная программа по развитию транспортного узла московского региона на 2010–2015 годы». Как и полагается, главным знатоком оказался самый большой из присутствовавших начальников — вице-премьер Сергей Иванов. Он сразу увидел причину и решительно ее назвал. Дело оказалось в слишком большом количестве автомобилей. Их и у частников много, и у транспортных предприятий, плюс грузовой транзит, аэропорты, вокзалы и таможенные терминалы. Есть и способ преодоления: все лишнее из города вывести и построить платные дороги.

Не менее компетентным оказался начальник рангом поменьше — министр транспорта Игорь Левитин. Он более подробно рассказал, какая дорога куда проляжет, сколько дублирующих трасс появится в ближайшее время и как замечательно они будут замкнуты на «лужковские» кольца. Кроме того, Левитин пообещал, что будет внедрена автоматизированная система управления движением и парковками. «Сейчас функция по организации дорожного движения не лежит ни на одном из ведомств», — заметил чиновник. Кстати, министр так и не признался, кому же он доверит решение этой задачи.

Помимо строительства дорог Минтранс предполагает развитие всех видов наземного пассажирского и речного транспорта и метрополитена. Для этого в Москве количество автовокзалов увеличат с одного до пяти. К 2015 году будут построены 43 новые станции метро и 7 депо. А в пригороде вообще случится настоящая заграница: во все стороны от столицы понесутся сверхскоростные поезда невиданной комфортности, аналогичные французским RER. Чиновники верят, что в результате всех этих усилий и намерений средняя скорость движения автомобилей в Москве через 7 лет повысится на 15%. Примерно 2 млн. дальнобойщиков отправятся по объездным дорогам, а в целом перегрузка дорог снизится с 80 до 60%. Вот, видимо, и весь рецепт борьбы с пробками.

Но, как и полагается, самое увлекательное в этой затее — финансирование. Всем очень понравилась заявленная сумма — 4 трлн. 900 млрд. рублей. Сергей Иванов дал пояснения: «Две трети из этой суммы приходится на федеральный бюджет и на бюджет Москвы и области, остальное — внебюджетные источники финансирования».

Директор одного из дорожно-проектных НИИ Олег Скворцов заметил:

— Любое строительство нужно вести на основе анализа поведения транспортных потоков, а этого в программе Минтранса я не увидел…

По мнению Скворцова, это скорее полумеры, нежели реальные решения проблемы «пробок». Исследования и зарубежный опыт показывают, что автомобильные проблемы Москвы помогло бы решить развитие радиальных направлений — строительство хорд, быстро выводящих транспорт из города. «Однако мэр Лужков только говорит об этом строительстве и продолжает «окольцовывать» город», — заметил эксперт.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

Школьный учитель, закуривающий сигарету и призывающий старшеклассников бросить курить, выглядит неубедительно. Наркоман, прицелившийся носом в бумажку с кокаином, но рассказывающий о вреде наркотиков, смотрится недостоверно. Валяющийся под забором алкоголик с призывами к трезвой жизни кажется неискренним.

Иными словами, призыв хотя бы минимально действует, если подкреплен личным примером.

Постановление мэра Москвы, согласно которому владельцам свежекупленных малолитражек будут выдавать карточки номиналом в $1000 на бензин, выглядит пустой затеей. Или, что ближе к истине, имитацией борьбы с «пробками». И в процессе имитации поманили людей дармовой тысячей долларов, ошибочно полагая, что это кого-то заставит пересесть с большой машины на малолитражку.

Если бы мэр действительно верил, что, во-первых, эта тысяча кому-то нужна, а во-вторых, полагал, что маленькие машинки хоть как-то влияют на заторы, он бы прекрасно выглядел специалистом по решению проблемы, показав личный пример. Как Ленин на субботнике — взял бревно и поволок.

В этом случае градоначальник отменно смотрелся бы в персональном Daewoo Matiz с тонированными в нарушение ГОСТов стеклами, блатными номерами и «мигалкой» на крыше. А вокруг — свита на таких же Matiz черного цвета и с «крякалками». Впереди всех — ГАИ на беленьком Matiz с лампочками и «кричалкой». И все вместе чинно, с соблюдением Правил дорожного движения, экономя топливо и не создавая «пробок», катятся в общем потоке по своим чрезвычайным делам. Широколицые чиновники с улыбками, не влезающими в семьдесят вторую диагональ телевизора, инспектора ГАИ таких же улыбчивых размеров и граждане специального назначения в черных костюмах с пистолетами Стечкина правильней всего смотрятся именно в Daewoo Matiz. Согласно логике мэра, это городу очень полезно и, что особенно важно, народу приятно.

Много лет назад, когда иномарка была верхом престижа вне зависимости от размера, КГБ купил партию Citroёn АХ.

Трудно сказать, какой диверсант устроил такую подставу, но как-то вдруг по Москве покатили крошечные машинки по размеру как раз с Matiz, в основном одинакового красного цвета, со спецномерами хорошо известной обывателям серии. И в каждом — по четыре крепких мужика в строгих костюмах и с профессиональной тревогой во взоре.

Наблюдательные горожане вздрогнули от такого попрания имиджа и вполне искренне огорчились за доблесть наших органов. И хотя надругательство закончилось довольно быстро, данный эпизод вошел в историю как один из немногих примеров, когда силовая структура разделяла, пусть и по-своему, народные тяготы. Ведь им было так же тесно, как всем нам в автобусе в час пик. Кстати, экология тогда тоже вроде бы улучшилась. А уж про «пробки» и говорить нечего — почти все рассосались.