Конец кредитной истерии

Странное свойство людской психики — человеку всегда кажется, что все плохое может произойти с его соседом, но уж точно не с ним. Это в равной мере относится и к последствиям дурных привычек, и к использованию ремней безопасности в автомобиле, и, как выяснилось, к финансовым кризисам тоже.

Весь этот год мы тихо злорадствовали, наблюдая, как американцы, отчаянно барахтаясь, пытаются выбраться из долговой ямы. «У нас-то все хорошо, — говорили мы себе, — нефть все дорожает, а по итогам конца лета Россия стала крупнейшим автомобильным рынком Европы». Однако «недолго музыка играла». Очень недолго. Не успели мы положить еще одну победу этого года в копилку, как и нас накрыло. Что в общем-то неудивительно. Земной шарик действительно очень маленький, и мы все на нем очень плотно друг с другом повязаны. Поэтому, если чихнут на другом полушарии, надо не только сказать «Будь здоров!», но и начинать запасаться носовыми платками. А нам-то все казалось, что законы экономики работают только на Западе, а у нас свой путь, особенный. Вот тут-то мы и споткнулись и полетели лицом вниз.

То есть нет, пока еще летим, но твердая поверхность стремительно приближается к нашему лицу, а в полный контакт мы войдем ближе к концу года. А ведь первый тревожный звоночек прозвучал еще в начале сентября, когда стало очевидно, что по итогам августа динамика роста продаж автомобилей упала в два раза (мы уже об этом писали). Но, пребывая в благостном расположении духа, все отмахнулись от сухих, скучных цифр, предпочтя списать явление на сезонный спад. Домахались — и сегодня имеем то, что имеем.

Самое неприятное — ситуация вокруг автокредитов. Часть банков вообще отказались от предоставления этой услуги, остальные дружно повысили кредитные ставки, намекнув, что это не последний раз. И все без исключения резко ужесточили требования к заемщикам, да и сами условия кредита. С автокредитами без первоначального взноса теперь можно попрощаться. Тех, кто уже платит по кредиту, может ожидать и еще более неприятный сюрприз: банки прозрачно намекнули, что их договоры позволяют изменить правила игры даже в случае фиксированной процентной ставки.

Ставку могут повысить, основываясь на условии договора, например, в случае изменения макроэкономической обстановки. В стандартном договоре обычно указано, что банк уведомляет клиента об изменениях тарифов не позднее чем за 15 дней до их введения. В случае несогласия клиент вправе отказаться от договора до момента вступления изменений в силу. Но вот только задолженность по кредиту при этом придется погасить. Поэтому совершенно очевидно, что продажи автомобилей в ближайшее время упадут — ведь примерно половина проданных в стране машин покупались в кредит. Остается лишь пожалеть те иностранные автомобильные компании, которые в этом году уже запустили свои заводы в России или приступили к их активному строительству. Впрочем, способность менять правила во время игры всегда была притчей во языцех нашей экономики.