Китайский синдром

Те, кто ездит в Китай по приглашению автомобильных фирм, в основном возвращаются с уверенностью, что еще немного — и весь мир будет ездить на китайских машинах. Пройдя экскурсионными маршрутами по хорошо оборудованным заводам и НИИ, оценив, насколько быстро развивается страна, сопоставив со своими представлениями о китайской дисциплине, трудовом усердии и желании жить в коллективе, приглашенные делают вывод о гигантском рывке, который вот-вот случится и бросит весь Китай в светлое и технологичное завтра.

Зато те, кто работает с китайцами у нас, торгует, имеет дилерские отношения, налаживает взаимопонимание, в китайском прогрессе не уверены. А жители отдаленных регионов, уже вовсю населенных рабочими из Китая и получивших возможность ежедневно видеть, как именно те работают, в прогресс этой страны не верят вообще. Если по порядку, то глобальная китайская легенда состоит из нескольких мифов.

Миф номер один. Китайская промышленность настолько развита, что отправилась завоевывать экспортные рынки сбыта. Возможно, текстильная промышленность или сельское хозяйство у них действительно развиты. Но не автопром.

Тогда с какой стати они бросились за границу? Это произошло не в результате развития и не в качестве закономерного итога, а лишь по велению коммунистической партии. А недавно было наоборот. Партия приказала развивать внутренний рынок, и экспорт был под строжайшим запретом. Потом партия решила, что цели достигнуты, и приказала двигаться за рубеж. И мы уже увидели, что уровень автопрома Китая, мягко говоря, далек от совершенства.

Миф номер два. Китайцы — трудоголики. Вовсе нет. Они тоже умеют халтурить, быстро ориентируются в вопросе качества и без пристального контроля могут натворить что угодно. Завод «Автотор» в Калининграде потратил два года на то, чтобы китайские Chery стали на что-то похожи: вывели зазоры, устранили течи, убрали посторонние шумы. В результате наши Chery были лучше китайских экспортных.

Тогда, может быть, китайцы — мастера в более простой работе? В Чите решили выложить центральную площадь плиткой. Работали две бригады: наши и китайцы. Оплата повременная. В первый день китайцы выложили 100 метров. Наши лишь 20. Во второй день китайцы выложили 50 метров. Наши — 20. На третий день китайцы выложили тоже 20 метров. Работать они стали так же медленно, как и наши. Зато сориентировались очень быстро. Кстати, положили далеко не идеально.

Миф номер три. Китайцы — коллективисты. Вовсе нет. Неразборчиво полагая, что раз уж в Азии все на одно лицо, так и по остальным параметрам все достаточно одинаковые, европейцы приписывают им одинаковые характеристики, путая с корейцами или японцами. Так вот, китайцы — нормальные индивидуалисты. Но родная коммунистическая партия очень тщательно присматривает за народом, чтоб не расслаблялся и ценил чувство локтя. Если кто помнит эпоху социализма, у нас в колхозах хороший урожай, несмотря на спаянный коллектив и старания парторга, удавался нечасто.