Назад, в будущее

Прощание было слезным. Украинский народ оплакивал последний символ совместной жизни с русским народом — разработанную еще во времена СССР «Таврию», уходящую с конвейера родного Запорожского автозавода.

Конструктивно автомобиль был чрезвычайно неудачным еще в момент своего рождения. Все его последующие разновидности с красивыми именами «Дана» и «Славута» не смогли преодолеть тяжкого инженерного наследия и тоже были машинами неудачными. Зато автомобиль имел спрос. Скромный, основанный на патриотизме и недостаточных заработках, но все же спрос. И когда в июле этого года представители Запорожского автомобильного завода заявили, что прекращают выпуск моделей, построенных на базе «Таврии», часть людей испытали горечь расставания — «не будет у нас дешевого народного автомобиля», другие облегченно вздохнули — «не станет этой жуткой недомашины». Тогда СМИ заявляли, что больше Украина не собирается делать собственных автомобилей.

При этом все прекрасно понимали, что шаг неизбежный. Даже если в отдельно взятом селе есть потребитель лаптей, нет смысла оставлять фабрику по их производству, все равно пора переходить на выпуск более современной обуви. А «Славута» была как раз довольно близким аналогом лаптя. И хотя перед выходом в финал лапоть оттюнинговали и даже добавили несколько современных нюансов, суть изменить было невозможно. Посему Украина простилась с ним, проводила в последний путь, оплакала как могла и приготовилась ездить на иномарках.

И тут вдруг откуда ни возьмись начались финансовые неприятности у доллара, потом у евро, а затем и у гривны. И вот, по данным ИА «Автостат», руководство корпорации «УкрАвто» решило сохранить производство автомобиля «Славута». Вице-президент корпорации «УкрАвто» Олег Папашев по этому поводу сказал: «В нише бюджетных автомобилей «Славута» на сегодняшний день является наиболее выгодным предложением. Решение сохранить ее производство на следующий год продиктовано рыночной конъюнктурой».

Это весьма оправданный маркетинговый ход. И хотя от него веет пессимизмом и готовностью завода еще долго барахтаться в кризисе, сама по себе идея отчетливо рациональна и попутно показывает неплохой выход остальным производителям автомобилей.

Учитывая, что наши заводы тоже испытывают трудности и уже расписали график вынужденных отпусков для своих рабочих, имеет смысл присмотреться к украинскому опыту и достать из закромов былое, но еще не забытое.
Горьковский автозавод собрался закрывать «Волгу». Так, может, оставить? Или пойти дальше и возобновить выпуск «Победы» или даже «эмки»? Машины простые, надежные, народом любимые.

На ВАЗе можно вернуться к незатейливой «копейке», ульяновцев возвратить к почитаемому народом послевоенному ГАЗ-69. Есть истоки и на ЗиЛе (ЗиС-5, например, был ненамного хуже нынешнего «Бычка» и уж точно — проще, технологичней и ремонтопригодней).

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Сейчас мало кто помнит, а большинство вообще об этом не знали, но когда на АЗЛК пришла похоронная команда директора Асатряна, кроме пародий типа «Князь Владимир» и «Иван Калита» она взялась создать и целую партию новеньких «Москвичей» модели 407. Поскребли по сусекам, нашли много нового железа, засучили рукава и на выходе имели то ли тюнинг, то ли ретро, но все равно доисторические «Москвичи», но с кожаными салонами, современными 412-ми моторами и двухцветной окраской «металлик». Народ этим автомобилям только обрадовался.