На Москву наехал “сталинец”

Любоваться на старинную автомобильную технику — казалось бы, не самое актуальное занятие во время финансового кризиса. Однако открывшаяся сегодня «Олдтаймер-галерея» доказывает, что для настоящих энтузиастов ретро-техники не существует никаких помех. И хотя по сравнению с прошлыми такими выставками ныняшняя (как назло еще и 13-я по счету!) все-таки оказалась более скромной по своим масштабам, однако в зале можно увидеть много интересного.

Любоваться на старинную автомобильную технику — казалось бы, не самое актуальное занятие во время финансового кризиса. Однако открывшаяся сегодня «Олдтаймер-галерея» доказывает, что для настоящих энтузиастов ретро-техники не существует никаких помех. И хотя по сравнению с прошлыми такими выставками ныняшняя (как назло еще и 13-я по счету!) все-таки оказалась более скромной по своим масштабам, однако в зале можно увидеть много интересного.

В числе самых заметных и необычных экспонатов — воссозданный на стенде «в натуральном масштабе» правительственный кортеж брежневских времен. — Шикарная черная «Чайка»-кабриолет окружена выстроившимися по бокам ее тоже черными экскортными спец-мотоциклами «Днепр». Бывало, лет 40 назад именно с таким парадным сопровождением проносился Леонид Ильич и высокопоставленные гости Страны Советов по улицам Москвы.

Еще одна «многофигурная композиция», которая представлена в выставочном зале, — стенд, воссоздающий франгмент сборочного цеха на ГАЗе образца начала 1950-х: на стапеле стоят три «Победы» в разной степени собранности, развешены «родные» заводские таблички тех времен с инструкциями рабочим… (К слову сказать, корреспонденту «МК» удалось узнать, что одна из демонстрируемых здесь «Побед» принадлежит Леониду Ярмольнику — популярному артисту и большому поклоннику ретромобилей.)

«Гвоздем» нынешней «Олдтаймер-галереи» стал абсолютно нетипичный для нее экспонат — гусеничный трактор С-65 «Сталинец». Производство таких богатырей (первых в СССР, снабженных дизельным двигателем) началось на Челябинском заводе в 1937 г. и продолжалось вплоть до войны. Наш С-65 оказался во многом даже лучше тогдашних западных аналогов. Советские инженеры предусмотрели некоторые особенности контрукции, благодаря которым «Сталинец» мог успешно эксплуатироваться в российских специфических условиях. Трактор, например, легко можно было завести даже при 30-градусном морозе, а благодаря металлическим гусеницами полуметровой ширины эта махина преодолевала самые зыбкие участки бездорожья. На международной выставке в Париже весной 1937-го С-65 удостоился высшей награды — «Гран-При», и вскоре такие трактора стали поставляться на экспорт. Именно чудо-«Сталинец» стал одним из главных героев популярного довоенного фильма «Трактористы», в котором снимались «звезды» советского экрана Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников, Марина Ладынина...

Тракторы «Сталинец» использовались в частях Красной Армии в качестве тягачей для орудий среднего и крупного калибра. А в танковых соединениях их приспособили для эвакуации с поля боя подбитых броневых машин. Из более чем 37 тысяч собранных заводом «Сталинцев» многие были уничтожены и захвачены немцами в первые же месяцы Великой Отечественной (трофейные советские трактора фашисты охотно использовали для нужд Вермахта). Один из С-65, мобилизованный в Красную Армию, во время отступления осенью 1941-го на Псковщине провалился в болотную трясину и долгие годы пролежал на 7-метровой глубине. В 1960-е группа поисковиков обнаружила этого «утопленника», однако попытки поднять на поверхность махину весом в 12 тонн кончились неудачей. Лишь в конце прошлого года «Сталинца» вызволили наконец из болотного плена. К его реставрации немедленно приступили умельцы-автореставраторы из мастерской Евгения Шаманского. Работы были закончены буквально накануне открытия «Олдтаймер-галереи». По словам самих мастеров, трактор сохранился очень хорошо, так что почти все детали и узлы на нем — подлиные. Даже передние фары уцелели!

Немало зрителей собрал вокруг себя и другой экспонат выставки — легковушка-кабриолет Hudson Eight, ослепительно сверкающая красно-бежевыми лакированными боками и обилием хромировки. Марку этой машины у нас произносят по-разному — «Хадсон» или «Гудзон». Четырехколесный «американец» попал в СССР в 1936 г. и, по имеющимся сведениям, был подарен Сталиным знаменитому советскому летчику Валерию Чкалову. В последнее время данный ретромобиль получил едва ли не «вселенскую» известность: именно он снимался в мюзикле «Стиляги».

Среди «олдтаймеровских» редкостей заслуживает упоминания и «соотечественник» «Гудзона» Mercury Grand Marqius, выпущенный в 1970 г. Этот кабриолет относился в Америке к категории так называемых «полноразмерных» машин. Соответственно определению и длина автомобиля: от бампера до бампера он вытянулся на добрых 5,7 метра! Машина из дорогих, выпускалась сравнительно небольшими сериями. А представленный на выставке экземпляр и вовсе является одним из самых роскошных. Кузов, кожаная обивка салона, откидной тент выполнены в изысканном синем цвете, а кроме того легковушка снабжена весьма «крутыми» для своего времени «наворотами»: кондиционером, кассетной магнитолой, электроприводом сидений… «Меркурий» лишь в 2008 г. перевезли из США в Россию. До того он всю свою жизнь провел в знаменитом городе Лас-Вегас.

Среди многочисленных представителей советского автопрома прошлых лет для ценителей автостарины особый интерес может представить скромный «Москвичонок» М-400. — Это один из самых первых экземпляров «народной» малолитражки, который вышел с завода летом 1947 г. (номер кузова — 137).

Известный столичный автореставратор Вячеслав Лен привез на выставку целую колонну армейской техники времен 2-й Мировой войны. Среди этих «вояк» есть очень редкие образцы. Например, советский бронеавтомобиль БА-64, выпускавшийся с 1943 г. Необычно для посетителей выглядит Chevrolet CGT, — такие артиллерийские тягачи использовались в основном в армиях Канады и Англии, и лишь небольшое их количество было прислано по ленд-лизу в СССР. А вот про «Доджи» наверняка у нас многие знают, однако тот экземпляр, что демонстрируется на выставке, тоже весьма «эксклюзивный». — Dodge WC63 это трехосный вариант популярного в Красной Армии «Доджа— три четверти». Джипов именно такой модели союзники нам прислали совсем немного.

К сожалению, как и ее предшественники, нынешняя «Олдтаймер-галерея» продлится лишь несколько дней. Уже в воскресенье экспозицию закроют.