3900

Автопром выводят за штаты

Кризис показал всю несостоятельность американского автопрома
Кризис, поразивший весь мир, не случайно начался именно в Америке. Например, автомобильный сектор США перепроизводством страдал уже давно.
Поделиться

Кризис, поразивший весь мир, не случайно начался именно в Америке. Например, автомобильный сектор США перепроизводством страдал уже давно.

Промышленность выпускала автомобилей больше, чем нужно. А чтобы их продавать, людей подталкивали к покупке доступностью кредита, обязательством обратного выкупа, лизингом, рекламой, модой и уверениями, что ездить на одном и том же автомобиле целых два года — удел неудачников. И чем результативней выходила провокация, тем больше народу с избыточной активностью меняли хорошие машины на новые. Что обеспечивало оборот, но нарушало баланс.

Параллельно с этим в Америке развивался второй, еще более порочный сценарий. Он касался социальных завоеваний пролетариата. Профсоюзы выторговали у работодателей чрезвычайно льготные условия для рабочих. Мало того что в автопроме были самые высокие тарифные ставки — до $90 в час, так еще имелись социальный пакет, выходное пособие, оплата обучения, переквалификации, лечения и т.п. Подобное изобилие привело к тому, что фирмы оказались вынуждены половину денег отдавать профсоюзам. То есть во всех своих делах заводы по прямому назначению тратили лишь половину средств, а остальное в том или ином виде тратили на рабочих. В результате денег стало не хватать.

Например, чтобы разработать с нуля новый автомобиль, нужно три-четыре года и не меньше $2 миллиардов. И если у конкурентов в Европе и Японии на это находились и время, и деньги, то у американцев непосредственно на разработку очередной новинки оставался лишь миллиард. И постепенно американские машины начали уступать всем прочим. И по ходовым характеристикам, и по ресурсу, и по надежности, и по уровню технологий, и по качеству.

И с каждым годом разрыв становился все заметней. Отсюда и такая популярность за океаном японских и европейских авто. А профсоюз все не унимался. И продолжалось это ровно до кризиса. Когда упала вся экономика, рухнул и автопром. При этом на куче обломков остался торчать лишь ненасытный профсоюз с требованием «Руки прочь от завоеваний пролетариата!»

Блохи сдохнут вместе с собакой

Именно поэтому Барак Обама деньги-то автопрому обещает, но, во-первых, все равно не дает, а во-вторых, обещает гораздо меньше, чем просят. Ему ведь понятно, что напрямую от проф­союза не избавиться, к тому же он немедленно станет претендовать на половину кредитных долларов. А если помрет весь автопром, то скончается и профсоюз. Блохи сдохнут вместе с собакой. После чего можно будет завести нового пса. И хотя «Chrysler» предписано «выйти замуж» за FIAT, а GM проще обанкротить, на самом деле обанкротят обоих. Все кредиты и «брак по расчету» — игра. Итог у нее все равно один: раз экономически более выгодно именно обанкротить, значит, так и будет.

Кстати сказать, крайслеровская «свадьба» с FIAT лишена здравого смысла. Она не что иное, как операция прикрытия. Ну, итальянцам-то такое счастье и не снилось. Им ведь открывается сразу вся Америка, о которой они и не мечтали.

А вот «Chrysler» — это «бедный родственник» без надобности. Ведь сам FIAT в кризисе прожил последние пятнадцать лет. Конечно, хорошо, что у него уже сформировалась многолетняя привычка к «недоеданию» (американцам чувство голода еще непривычно, и тренер вполне пригодится). Но всерьез рассчитывать на то, что авто марки FIAT с эмблемой «Chrysler» покорят Америку, не приходится. Уговорить фирму «сходить замуж» можно. Уговорить страну покупать результат этого «брачного соглашения» невозможно. FIAT Cedici вместо пикапа Dodge Ram, Panda вместо Avanger и Bravo на замену Viper не вызовут даже смеха сквозь слезы. Америка хоть и меняла машины как перчатки, но одноразовыми их не делала. И если альянс по неизвестным причинам все же состоится, он разобьется о весьма реальное отрезвление населения. Еще только первые итальянские «букашки» поползут по просторам Штатов, а народ уже осознает, что родной Grand Caravan еще послужит, что перемещаться в пространстве на Durango гораздо лучше, чем на Croma, а в Doblo не влезет не только родное ковбойское седло, но даже не менее ковбойская шляпа. Иными словами, все это несерьезно.

А вот дотация на сумму от $3000 до $7000 на каждую американскую машину стоимостью до $35 000 — уже не шутка. Это как раз одна из тех внятных мер, которая помогает населению оставаться покупателями, а не зрителями, которая увеличивает оборачиваемость денег в экономике. Рецепт пришел из Европы. Первыми дотировать покупку придумали немцы, потом их поддержали итальянцы. Теперь настал черед Америки.

Долой конкуренцию?

Но если бы все было так просто, то еще пара умных мыслей из-за океана — и американский автопром спасен. Но он расплачивается не за чужие грехи, а за собственные. Порочный путь развития целой отрасли и не менее порочная рыночная политика привели к нынешнему положению вещей. И не напрасно даже за скудные кредиты оппозиция упрекает Обаму. Аргумент прост: раз заводы сами во всем виноваты, то пусть сами и выкручиваются. Плохо сейчас всем, и не надо спасать именно автопром, тем более что за ним вина есть, а за многими другими утопающими — нет.

Тот же «Chrysler» не так давно показал миру свою никчемность и ненужность. Уверенно опускаясь на дно, он все же успел «сходить замуж» за «Daimler». Но слишком сильно разочаровал немцев и получил «развод». То есть показал полную нежизне­способность даже в период всеобщего благоденствия. Поэтому сейчас, когда на горизонте «брак» с FIAT, шансов у него нет.

Прилично на этом фоне выглядит только «Ford». Его очень хорошо держит на плаву не только умелое хозяйствование, но и европейский филиал. Но отказ от государственной помощи все равно не открывает истинного положения дел. Хорошо бы, чтоб хоть у них обошлось…

Сейчас ситуация развивается сразу по нескольким направлениям. GM и «Chrysler» ждут от государства денег и ради них готовы на все. В том числе и на «брак по расчету», и на смену руководства по указке Белого дома. Лишь бы дали. И если для этого надо наобещать уже завтра кучу экологичных, современных, экономичных суперавтомобилей, то они будут обещать. Хотя прекрасно понимают, насколько это ошибочный путь. Попутно всей «большой тройке» предстоит расстаться со всеамериканской проблемой, которая на самом деле считается традицией, — с конкуренцией внутри брендов. Все три концерна десятилетиями выпускали одинаковые машины под разными названиями, после чего они дрались друг с другом за клиента. Ford Explorer сражался со своей копией Mercury Mountaineer, Chevrolet Suburban бился с отражением в зеркале по имени GMC Yukon, Dodge Caravan дрался с собственным клоном Chrysler Voyager. Все вместе это создавало иллюзию широкого модельного ряда и якобы максимального удовлетворения клиентских запросов.

Отныне ширина модельного ряда либо станет действительностью, либо в нее перестанут играть.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Объединяет Европу и Америку понимание, что бороться надо в первую очередь за покупательский спрос. Необходимо снижать цену, процентные ставки, становиться максимально доступными. Правительства и производители работают над этим совместно. И хотя обвал рынков их усилия не остановил, но если удастся помочь людям остаться покупателями, это позволит автопрому пусть и уйти в рыночные воды ниже ватерлинии, но не утонуть.

...В России правительство сосредоточило усилия и ресурсы на помощи самим заводам. Путь тупиковый, тем более что наши отраслевые проблемы в этом смысле похожи на американские. Отечественные авто­строители расплачиваются за собственные и чрезвычайно серьезные ошибки. В этой ситуации давать им деньги — напрасные траты. При неэффективном управлении и отсутствии стратегии по выходу из кризиса лишь возрастут общие финансовые потери страны.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

На фоне развивающегося кризиса совсем неплохо выглядят в Европе и Америке корейские и японские фирмы. Если европейцы, пусть даже входящие в американские концерны, все же находятся у себя дома, то азиаты — чужаки. Именно поэтому они ни в коем случае из Европы не уйдут. Единожды ее покинув, есть риск никогда не вернуться (либо прийти вновь, но с чудовищными потерями). KIA и «Hyundai» очень вовремя построили заводы в Чехии и Словакии, тем самым сократив накладные расходы и сроки доставки, вплотную приблизившись к клиенту и рынку. Поэтому, даже несмотря на падение продаж, чувствуют себя неплохо и ни в коем случае не уйдут обратно. При этом умные корейцы повторили сценарий мудрых японцев. Давно обжившиеся в Европе и Америке «Toyota» и «Nissan» готовы перенести даже самое мрачное падение продаж. Но им, как и корейцам, отступать некуда. Дома их никто не ждет, и заработать для своей родины они могут только за океаном.