Долг колесом красен

В сфере автокредитов, как, впрочем, и в других отраслях кредитного бизнеса, ситуация складывается не самая лучшая. Не каждый в нынешней экономической ситуации отважится на покупку новенького “коня”, да и банки стали гораздо придирчивее в выборе потенциального заемщика.
В сфере автокредитов, как, впрочем, и в других отраслях кредитного бизнеса, ситуация складывается не самая лучшая. Не каждый в нынешней экономической ситуации отважится на покупку новенького “коня”, да и банки стали гораздо придирчивее в выборе потенциального заемщика. Государство, между тем, готово сделать автолюбителям предложение, от которого, по ожиданиям Минпромторга, они не смогут отказаться.

Банковские предложения по автокредитованию одними из первых начали чутко реагировать на изменение экономического климата. Что неудивительно — приобретение машины с помощью банка, если верить аналитикам рынка, в тучные годы стало чуть ли не делом чести для рядового гражданина.

Теперь воспользоваться заемными средствами для обновления личного автопарка может далеко не каждый: банки стали более разборчивы в связях и дают далеко не всем. “Банки не оформляют кредиты не столько потому, что на них не спроса, сколько потому, что у них и так растет доля невозврата. По сути, сейчас они стараются выдавать заемы тем, кто по большому счету острой необходимости в них не испытывает”, — говорит директор высшей школы трейдера одной из ведущих инвестиционных компаний Сергей Семенов. По его словам, сегодня на рынке осталось около десятка крупных игроков, которые продолжают выдавать кредиты на покупку авто. “Автокредиты сейчас выдаются, но, конечно, не в том объеме, как полтора года назад. В десятки раз меньше”, — соглашается с ним глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.

В мае этого года правительство нашло предполагаемую палочку-выручалочку — систему субсидирования процентной ставки по автокредитам. Она должна была решить сразу несколько задач — и российский автопром поддержать, и кредитному рынку не дать рухнуть, и граждан машинами обеспечить. Однако ожидаемого эффекта она не принесла: за месяц работы программой решили воспользоваться чуть больше 19 тысяч россиян, но одобрено было меньше половины заявок. Такое положение дел Минпромторг не устроило, и в ведомстве решили документ переписать. Итог — буквально на днях госпрограмма должна выйти на рынок в уже “тюнингованном” виде. “С начала августа обновленная программа начнет работать, и к концу месяца мы сможем сказать что-то более конструктивное и подвести какие-то итоги”, — поясняют в Минпромторге.

По расчетам министерства, к концу этого года по льготной программе будет приобретено порядка 120 тысяч автомобилей. Перечень банков, которые могут выдавать такие заемы, тоже расширили. Стоит заметить, что предлагается приобретать не только легковушки — субсидировать ставку государство готово и по кредитам на легкий коммерческий транспорт. По мнению аналитиков министерства, всего банки могут “продать” около 30 тысяч единиц такого транспорта.

После обновления условий список предлагаемых машин раздулся до 50 позиций вместо 32, которые наблюдались раньше. Иными словами, в обновленную версию постарались “утрамбовать” столько российских авто, сколько позволит бюджет, — как ни крути, а отечественный автопром надо спасать.

Тенденция, которую продемонстрировали первые месяцы льготного кредитования, предугадать было несложно: русские иномарки (промышленная сборка которых осуществляется у нас. — “МК”) пользуются не в пример большей популярностью, нежели отечественная от движка до дворников “Лада”. В определенной степени поэтому и повысилась ценовая планка — все-таки промсборка тоже деньги, и “наши” Skoda и Hyundai приносят доход в бюджет. Но в большинстве своем российские иномарки находились либо на грани, либо за гранью прежнего лимита в 350 тысяч.

В февральском списке возможных вариантов из отечественных иностранок были Ford Focus, Renault Logan, Kia Spectra, Skoda Fabia и Fiat Albea. Теперь к ним добавились две модели Hyundai (Accent и Sonata), Chevrolet Cruze (производство начнется в сентябре на заводе GM в Санкт-Петербурге) и калужская Skoda Octavia. Вошли в перечень и нижегородский седан представительского класса Volga Siber вместе с российскими внедорожниками UAZ Patriot, которые раньше “не лезли” по цене.

Последние итоги госпрограммы автокредитования — на 30 июля 39 278 заявок поданы, 21 727 одобрены. Результат, мягко говоря, умеренно оптимистичный. В Минпромторге надеются на повышение эффективности и новые стандарты. Аналитики скептически замечают, что эти меры лишь не дадут рынку рухнуть окончательно. “Снижения процентных ставок и улучшения условий в ближайшее время ждать не стоит”, — предупреждает Сергей Семенов. “Ожидать оживления на рынке можно в 2010 году, не раньше. Пока не оживет экономика, вряд ли оживет автокредитование”, — заключает Анатолий Аксаков.

Что изменится в льготном автокредитовании:

— минимальный размер первого взноса составит 15% вместо 30%, предлагаемых ранее;

— максимальная стоимость автомобиля, приобретаемого по программе, составит 600 тысяч рублей (ранее 350 тысяч рублей);

— возможность приобретения легкого коммерческого транспорта полной массой до 3,5 тонны;

— кредит выдается на срок до 3 лет вне зависимости от даты выдачи.

*По информации Министерства промышленности и торговли РФ.