Рули как в последний раз

Серия июльских автокатастроф заставила нашего либерально в общем-то настроенного президента намекнуть обществу о необходимости еще больше ужесточить наказания за различные дорожные правонарушения.
Серия июльских автокатастроф заставила нашего либерально в общем-то настроенного президента намекнуть обществу о необходимости еще больше ужесточить наказания за различные дорожные правонарушения.

И первыми президента ус­лышали депутаты. И уже представили на суд публики проект очередных поправок в КоАП РФ. В частности, первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству Александр Москалец предложил пожизненно лишать «прав» и конфисковывать транспортные средства у тех водителей, кто неоднократно превышал скорость, ездил на запрещающий сигнал свето­фора, выезжал на встречную полосу или садился за руль в нетрезвом виде.

Но правозащитники бьют тревогу. Эти меры были бы действительно эффективным инструментом борьбы с ДТП, если бы не погрязшая в коррупции милиция. И если данная инициатива будет оформлена в норму права, то лишать «прав» и машин у нас будут не тех и не за то. Ведь известны случаи (и они, к сожалению, не единичны), когда «оборотни в погонах» фабрикуют дела на водителей, придумывают им нарушения, чтобы выполнить план и отчитаться перед командиром. Только вдумайтесь в эту перспективу: человек ничего не нарушал, но на всю жизнь превратился в пешехода и потерял машину только потому, что на посту ГАИ передал инспектору документы для проверки (гаишники на постах-пикетах часто переписывают данные на шоферов в журнал, а когда к концу месяца им не хватает для плана нарушителей, открывают журнал и строчат всей сменой на бедолаг протоколы).

Впрочем, далеко не все юристы и адвокаты склонны думать, что инициатива Александра Москальца получит путевку в жизнь. Во-первых, предложение с конфискацией авто­мобиля антиконституционно, ибо посягает на основу основ Конституции — право собственности. Во-вторых, нарушение ПДД и отъем машины — это совершенно из разных опер (водитель и нарушение Правил — категория административного права, автомобиль и право собственности — категория гражданского права).
А вот что касается пожизненного лишения «прав» нарушителей-рецидивистов, правозащитники сходятся во мнении, что это вполне реальная перспектива.

Но давайте признаем, что июльские автокатастрофы едва ли имеют отношение к водительскому нигилизму. Наказания за иные виды нарушений сейчас и без того жесткие. Ну а то, что на дорогах все еще есть нетрезвые водители, то это больше упрек в адрес инспекторов ГИБДД, отпускающих за взятки пьяных преступников. И чудовищных по своим последствиям аварий на оживленных авто­магистралях, когда бензовозы сходятся в лобовую с автобусами, может не быть, если установить металлический забор, разделяющий транспортные потоки.

Не будем спорить, «закручивание гаек» помогло немного снизить кривую аварийности. Но то, что страшные ДТП по-прежнему происходят, говорит о том, что пора приступать к строительству современных дорог и очистке ГИБДД от мздоимцев.

НАШ ЭКСПЕРТ

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, вице-президент «Движения автомобилистов России», почетный адвокат РФ:


— Что значит конфисковать автомобиль у злостного нарушителя Правил? Ведь автомобиль может принадлежать банку, коммерческой организации, редакции газеты, дедушке, приятелю… То есть я хочу сказать, что нарушитель — это далеко не всегда собственник автомобиля. А в таком случае на основании чего гаишники или приставы будут конфисковывать машину? Да, в законе можно прописать, что будем изымать авто только у тех нарушителей, которые являются собственниками. Но в этом случае владельцами машин уже на следующий день станут юридические лица и пенсионеры. Поэтому тему конфискации машин закроем. Она несерьезна и не имеет никаких шансов на жизнь.

А вот на пожизненном лишении водительских «прав» давайте остановимся подробнее. Александр Москалец в скрытой форме предлагает нам возврат к балльной системе штрафов, когда за 15 просечек в талоне предупреждений водителя на некоторое время лишали права находиться за рулем. Кто жил в те времена, помнит, какие взятки платились сотрудникам ГАИ за то, чтобы они не ставили последнюю просечку в талоне. Представьте, какие суммы будут вымогать сейчас, когда на кону стоит вся водительская жизнь!

Почему во многих странах мира отказались от смертной казни? Не только из гуманистических соображений. А в первую очередь потому, что преступник, когда знает, что ему светит «вышка», не остановится ни перед чем: не задумываясь убьет милиционера, ребенка, беременную женщину… Ибо в случае поимки исход один — смерть. Давайте перенесем это на автомобильную сферу. Когда водитель знает, что наряд ДПС, висящий у него на «хвосте», на всю жизнь оставит его без права на руль, он также кинется во все тяжкие. В итоге мы получим перекореженные машины ГАИ, сбитых пешеходов и автоматные очереди в мирных городах.