Автокидалово XXI века

Продажи машин падают, но не факт, что даже те счастливчики, которые принесли свои кровные в автосалон, станут обладателями “железного коня”. Схему мошенничества, в результате которого пострадали уже сотни россиян, проанализировал “МК”.
Продажи машин падают, но не факт, что даже те счастливчики, которые принесли свои кровные в автосалон, станут обладателями “железного коня”. На рынок возвращается пресловутое “кидалово” начала девяностых. С той только разницей, что сегодня вас “обуют” и “разведут” не барахольщики, а респектабельные автоторговцы. Схему мошенничества, в результате которого пострадали уже сотни россиян, проанализировал “МК”.

Дело в том, что весь свой бизнес российские автодилеры строили и строят исключительно на крупных банковских кредитах или в лучшем случае банковских же гарантиях. Только благодаря многомилионным займам (в первом случае — процентов под 18—20, во втором — под 3—5) они возводят шоурумы, сервисные центры, закупают оборудование, комплектующие и собственно автомобили. И чаще всего в обеспечение кредитов или гарантий идут транспортные средства или их ПТСы (что по большому счету для потенциальных клиентов одно и то же). И живут продавцы четырехколесного товара в основном с оборота. Скажем, в столице уровень рентабельности для автоторговца машинами нижней и средней ценовой категорий составляет примерно от 50 до 100—150 проданных авто в месяц.

В “тучные годы”, когда ежемесячный стопроцентный рост продаж считался чуть ли не провальным, подобная арифметика вполне ничего себе работала и довольными оставались и покупатели, и продавцы, и банки. Однако и в те славные времена автодилеры ходили по лезвию ножа. Львиная доля одолженных у финансовых воротил средств уходила не на наращивание производства и решение связанных с этим проблем, а на исполнение навязанных производителями транспортных средств корпоративных стандартов. Подразумевающих покупку обширных земель, возведение не более-менее пристойных торговых площадок, а дворцов и т.д. и т.п. Например, в структуре долгов такого обанкротившегося гиганта, как “Инкомавто”, составивших 600 млн. рублей, 400 приходилось как раз на различного рода недвижимость. А торгуй он и ремонтируй машины, например, в бывших таксопарках и других почивших в бозе автобазах — все бы, глядишь, сложилось не так печально.

Короче говоря, в сфере автопродаж изначально выстроилась следующая порочная, отчетливо смахивающая на пирамиду схема. Дилеры продавали и продают нам машины, заложенные в банках. Из денег, полученных от впереди идущих клиентов, гасят кредиты или хотя бы немалые проценты по ним. Схема мошенническая изначально. Ведь согласно ГК РФ любой товар должен быть свободен он прав третьих лиц. В противном случае торговля им — чистой воды мошенничество. Но в якобы переживавшей бурный экономический рост стране на подобное нарушение закона закрывали глаза все: и налоговые органы, и прокуратура, и милиция.

Падение началось с первым же сокращением покупательской активности. Уже сегодня рынок автопродаж просел по сравнению с годом прошлым более чем на пятьдесят процентов, а к концу года, по некоторым прогнозам, этот показатель достигнет отметки в 70 процентов. Другими словами, дилерам в первые же кризисные дни стало нечем рассчитываться с банками. Те в свою очередь не отдают заложенные машины (ПТСы). Клиент умывается горькими слезами.

Вот один из последних примеров. В солидный, существующий с 1998 года столичный автосалон “Диверс Моторс” (официальный дилер престижной и популярной у нас марки Volkswagen) в первых числах августа обратился гражданин Гандрабур Н.А. с нескромным по нынешним временам желанием приобрести Passat. Желание свое Николай Андреевич подкрепил суммой почти в миллион рублей. В качестве полной стопроцентной предоплаты. Восхищенный щедростью и размахом клиента продавец клятвенно заверил солидного господина, что тот станет счастливым автовладельцем чуть ли не завтра, ну максимум в течение 7 (семи) банковских дней. Что и удостоверил соответствующим договором. Автомобиль г-н Гандрабур ждет по сей день. Может, и дождется, но в самом неопределенном и более чем туманном будущем. Но куда вероятнее — останется с носом. Как сотни (если не тысячи — точных данных пока не существует) его товарищей по несчастью по всей стране. Кстати, обманутому гражданину лишь с большим трудом удалось подать заявление о мошеннических действиях автосалона в ОВД Гагаринского района Москвы, но дальше принятия заявления дело у тамошних пинкертонов не пошло…

В апреле в похожую ситуацию вляпались клиенты не менее известной столичной мультибрендовой фирмы “Гема”. Один из наших читателей внес тогда задаток за новенькую Opel Astra, но, придя в назначенный срок с оставшейся суммой, узнал, что салон ее принять не готов. Так же, впрочем, как выдать машину и вернуть предоплату. Но у этой истории пусть и не совсем счастливый, но довольно пристойный конец. Авто наш герой не получил, но через пару месяцев деньги ему все-таки вернули. По некоторым данным, сегодня возникли проблемы и у другого крупного мультибрендового игрока всероссийского масштаба — компании “Мейджор”. От официальных комментариев, правда, и мейджоровцы, и диверсмоторовцы отказались. Точнее сказать, ни там, ни там дальше бесед с барышнями из колл-центров вашего корреспондента не пустили…

Куда трагичнее сложились дела у жертв дилерской экономической политики из Новосибирска и Екатеринбурга. Общее число пострадавших зашкаливает за отметку в 500 человек. Тамошние дилеры, попав в тиски кризисных реалий, не могут расплатиться не только с банками, но даже с автопроизводителями, уже поставившими на склады торговцев готовые машины. Местные суды приняли сотни решений в пользу потребителей, но те до сих пор не могут получить ни машин, ни своих денег — судебные решения постоянно опротестовываются, идут бесконечные кассации.

Так что если вы, несмотря ни на какие экономические катаклизмы, все-таки решились на покупку авто, прежде чем вносить в дилерскую кассу свои кровные, убедитесь не только в физическом присутствии машины на дилерской площадке, но и в наличии у торговца оригинала ПТС. А при заключении договора купли-продажи внесите в него и идентификационные номера авто, и номер ПТС.