Жми на газ, не тормози!

В мире только три столицы — Москва, Париж и Луховицы — считают в соседнем с Коломной районе. Жизнь, правда, в последнее время показывает, что титул третьей по значению столицы постепенно отходит к Коломне.
В мире только три столицы — Москва, Париж и Луховицы — считают в соседнем с Коломной районе. Жизнь, правда, в последнее время показывает, что титул третьей по значению столицы постепенно отходит к Коломне. Конечно, рифма — за Луховицами, но факт — за соседкой. На прошлой неделе там провели большой международный фестиваль под названием “Мир автобусов”.

Раньше подобные мероприятия проводились лишь за границей. Среди мировых автобусных выставок самой популярной считается салон в бельгийском Кортрайке. Однако минувшей осенью у него обозначился конкурент, когда в подмосковной Коломне организовали собственный автотранспортный фестиваль. В нем приняли участие все основные производители. В этом году, невзирая на кризис, фестиваль повторился, причем в расширенном новом формате, собрав порядка 80 экспонентов. Как уже сообщал “МК”, на коломенские смотрины прибыли фирмы-“тяжеловесы”: MAN, Mersedece, Setra, Volvo, Scania и другие. Присутствие именитых гостей подогрело к мероприятию интерес. Причем не только среди профессионалов, но и со стороны рядовых посетителей.

Несколько слов о том, почему организаторы фестиваля — в частности подмосковный минтранс — выбрали местом его проведения именно город Коломну, а главной площадкой показа сделали местное муниципальное автотранспортное предприятие. Оно является одним из лучших в Московской области. Производственная база, оснащение, технологии соответствуют европейским стандартам, парк машин в основном состоит из иномарок. Кстати, в свое время Коломна первой среди городов области стала пересаживать пассажиров на импортные, пусть и подержанные машины престижных марок. Впоследствии они заменялись новыми, более современными и комфортными. Благодаря им 100 километров, отделяющих древний город от Белокаменной, психологически стали на целый порядок короче. Но об этом чуть позже.

В течение трех дней посетители фестиваля — сначала специалисты, а после и горожане — могли осмотреть последние достижения автобусной мысли, пощупать руками, на некоторых прокатиться по улицам. На выставке были представлены машины всех классов и уровней — от лайнеров до микроавтобусов. Последних, пожалуй, оказалось чуть больше. Оно и понятно. Легкая кавалерия маршрутных такси сегодня востребована лучше всего. При этом в ряду одноклассников доминировали в основном зарубежные бренды — Ford, Fiat, Pegote, Hundai, Mersedecе. После того как в адрес отечественных “Газелей” прозвучала официальная критика по поводу их низкого уровня безопасности, нашлось немало желающих занять эту нишу. А генеральная линия такова: в перспективе “Газели” будут замещаться более вместительными автобусами, чтобы разгрузить мегаполис и подъезды к нему. Это касается как городских, так и междугородных перевозок.

Но микроавтовтобусы — это не только маршрутки. На выставке можно было увидеть самые разные маленькие автобусы — от школьных и свадебных до катафалка и инвалидского с плавно опускающимся подъемником. В общем, работа для “маленьких” все же найдется.

А что же городские автобусы, на которые будет сделана ставка? К сожалению, на смотре они были представлены в меньшинстве.

Подмосковный ЛиАЗ, чьи изделия бегают по улицам Москвы и дорогам Подмосковья, продемонстрировал улучшенную “гармошку” с кондиционером. В последнее время завод собирает автобусы из импортных комплектующих, предпочитая устанавливать на них “нерусские” силовые агрегаты, коробки передач, что заметно улучшило качество продукции из Ликино-Дулева, но это пока еще не революция. Не совершили особых прорывов и авторы хорошо нам знакомого “пазика”, которые представили два автобуса этой марки, предназначенные для работы на городских и пригородных маршрутах.

Куда представительнее на этом фоне смотрелись две премьеры фестиваля — городские автобусы Neoplan и Scania. Последний собирается на заводе под Петербургом. Отличительная особенность этой машины — низко расположенный пол и наклон всего борта автобуса в сторону остановки для беспрепятственного входа и выхода пассажиров. Кстати, шведы удивили коломенцев еще одной новинкой — супердлинным 15-метровым трехосным туристическим лайнером.

Россия — большая страна, и в ней с уважением относятся ко всему, что выше среднего роста. В стане лайнеров — туристических и междугородных автобусов — царило наибольшее оживление. Машины с известными всему миру эмблемами на радиаторах завораживали. Тон задавали немецкие и шведские экземпляры, чья элегантность тянула отправиться в путешествие. Пусть и не в самое дальнее. В Коломне, к примеру, на междугородных маршрутах предпочитают использовать Setra, машину из Ульма. Курсирующие до Москвы и Рязани автобусы приучили подмосковного пассажира к европейскому сервису. На борту для него созданы все условия — кондиционер летом и теплые печки зимой, биотуалет, телевизор. А стюардесса предложит чай-кафе, прохладительные напитки. Есть также автобусы “люкс” со спутниковой тарелкой на крыше, холодильником, кухней, СВЧ-печью в салоне, беспроводным выходом в интернет и ЖК-мониторами в спинке каждого кресла.

Поездки в Москву для жителей области — необходимость. Трудовая маятниковая миграция между Первопрестольной и областью до кризиса ежедневно составляла около 800 тысяч человек. Проблема на чем ездить, как ездить, какие деньги за это платить — для многих остается жизненно важной. Приятно, что “Мир автобусов” показал посетителям выставки две вещи как минимум. Что система муниципального транспорта области открыта для инноваций, она перестраивается, качество перевозок, обслуживания улучшается и что в будущем мы, вероятно, будем ездить на самых лучших в мире машинах.

Но, к сожалению, в бочке меда ложка дегтя должна присутствовать по определению. В день открытия фестиваля на пресс-конференции министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв вынужден был признать, что в текущем году закупок новых автобусов скорее всего уже не предвидится, хотя переговоры о них с ведущими производителями автотехники идут постоянно.

И еще. Комфортабельные автобусы — это прекрасно, но когда они стоят в пробках на ближних подступах к столице, из них хочется вылезти и бежать трусцой к ближайшему метро, несмотря на ласковость бортпроводницы. На сегодня, как проинформировал Петр Кацыв, столичные и подмосковные власти договариваются об оптимизации транспортных потоков. Упор делается на развитие железнодорожного транспорта, где, как известно, не бывает заторов. Пуск скоростных электричек-экспрессов — часть масштабной программы, она с успехом реализуется. А вот перспективы сооружения новых автовокзалов, которые разгрузили бы существующие, как и строительство новых дорог — пока что туманны.

Тем не менее эти новости никому не испортили настроения. Самым дорогим подарком для коломенцев оказался парад ретроавтобусов прошлого века. Тесные, утлые они на самом деле были самыми резиновыми автобусами на свете. Они могли увезти вдвое, а то втрое больше пассажиров, чем предписывалось регламентом. Фаворитом парада стал автобус, который, как утверждают организаторы фестиваля, снимался в фильме “Место встречи изменить нельзя”. Для коломенцев он как родной. Ведь человек из команды Жеглова, фотограф Гриша “шесть на девять”, точнее, сыгравший его актер Лев Перфилов, родом из Коломны. Свой парень, можно сказать!