Соблюдайте регламент

Новые технические требования по безопасности колесных транспортных средств открывают широкие возможности для ГАИ.
Новые технические требования по безопасности колесных транспортных средств открывают широкие возможности для ГАИ.

Весь последний месяц у автомобилистов только и разговоров, что о новом техрегламенте «О безопасности колесных транспортных средств». Поводом для наиболее жарких дискуссий стал пункт техрегламента, по сути, запрещающий ввоз и эксплуатацию «праворуких» машин. Дело в том, что для внутреннего рынка японские автопроизводители выбивают 11-значный VIN, в то время как новый российский стандарт, который вступит в силу в сентябре 2010 года, предусматривает присутствие на отечественных дорогах автомобилей исключительно с 17 цифрами в VIN-номере. То есть таким образом все право­рульные «япошки» вмиг окажутся под запретом, ни одну из них невозможно будет поставить на учет в ГИБДД. Но если внимательнее прочитать тех­регламент и вникнуть в мудреный язык, коим написан документ (а заодно и в хитросплетения японской нумерологии на автомобилях, предназначенных для местного рынка), то станет понятно, что чисто японские автомобили вовсе не собираются подвергать гонениям. Во всяком случае, по части VIN-номеров.

Тем не менее праворульные автомобили все же рискуют оказаться на «скамейке запасных» из-за своей оптики, «заточенной» под левостороннее движение. До сего дня эту проблему решали просто: меняли оптику на европейскую — и полный вперед! Однако новый технический регламент позволяет вносить изменения в конструкцию машины лишь в том случае, если авто снято с производства. Таким образом, поголовное большинство японских машин на тех­осмотры больше не «ходоки». Выходит, занимайте очередь к продавцам «лобовичков»?

Пострадают, похоже, от нового регламента не только подержанные «японки», но и новые современные автомобили с системой автоматической парковки (когда автомобиль, управляемый электроникой, сам заезжает на место, а водителю при этом даже нет надобности жать на педали и держаться за руль). Благодаря новому ГОСТу на машины такие «самоходы» не могут быть допущены к эксплуатации в России: «…рулевое колесо с усилителем не должно само поворачиваться при работающем двигателе».

Наносит удар новый регламент и по вполне, казалось бы, безобидным машинам. Возьмем, к примеру, автомобили Citroёn, некоторые модели которых оборудованы цифровыми спидометрами (скорость показывает не привычная стрелка, а цифры на ЖК-дисплее). С точки зрения нового документа — это недопустимо, поскольку «шкала спидо­метра должна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами».

Не одобряет новый тех­регламент и автомобили с ручным управлением, на коих ездят инвалиды. Подвох в том, что согласно регламенту тормозная система должна приводиться в действие только ногой (а как мы знаем, на авто для инвалидов тормоз ручной). А если учесть, что техрегламент касается не только машин, но и всей колесной техники, то под запрет попадают и мотоциклы, у которых, как известно, есть не только педаль тормоза, но и рукоятка на руле (она, как правило, отвечает за торможение переднего колеса). Как в этом случае решать проблему: устанавливать две тормозные педали — под правую и левую ноги?

Обещает новый регламент ущемить в правах автомобилистов, установивших на свои машины отбойники (в просторечии их называют «кенгуринами»). В документе установлен прямой запрет на установку и использование таких конструкций. Но каким образом власти собираются осуществлять контроль за соблюдением табу? В документе сказано, что будет запрещаться эксплуатация подобных машин. Значит ли это, что с авто начнут снимать номера или помещать их на штрафстоянку?

Как мы видим, новый технический регламент — еще очень сырой документ, который поставил перед автомобилистами больше вопросов, чем дал ответов. До вступления новых правил в силу осталось одиннадцать месяцев, но будут ли соответствующие структуры вносить в техрегламент изменения — пока неясно. Скорее всего события начнут разворачиваться по излюбленному чиновниками варианту: недоработанный документ вступит в законную силу, даст недобросовестным гаишникам нагреть на нем руки, ну а уж потом, когда народ начнет устраивать митинги и акции протеста, все заинтересованные ведомства признают, что новый техрегламент действительно нуждается в доработке.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Каждый символ 17-значного VIN-номера характеризует определенные данные об автомобиле: производитель, год выпуска, страна выпуска. Если по специальной формуле произвести арифметические действия с этими цифрами, то в результате мы получим контрольное число. Если изменить хотя бы одну цифру VIN, то контрольное число не получится, в этом случае можно утверждать, что машина «криминальная». У японских производителей VIN 11-значный, он обозначает просто порядковый номер сошедшей с конвейера машины. В нем нет данных о годе выпуска, марке авто, нет контрольного числа. Именно поэтому краденые японские машины так легко легализовать.