Чешский шлягер

Эту модель не только активно привозили из Европы, но и в огромных количествах продавали непосредственно в России. И продают до сих пор: сейчас Octavia первого поколения собирается в Калуге под именем Octavia Tour.
Эту модель не только активно привозили из Европы, но и в огромных количествах продавали непосредственно в России. И продают до сих пор: сейчас Octavia первого поколения собирается в Калуге под именем Octavia Tour.

Представленная в 1996 году Octavia стала первым автомобилем компании «Skoda», полностью разработанным при участии специалистов «Volkswagen» (c 1991 года контрольный пакет акций «Skoda» принадлежит немцам). Octavia обладала сразу двумя важными достоинствами. Она была действительно просторна — по своей длине значительно превосходила одноклассников. Некоторые изворотливые продавцы даже уверяли покупателей, что эта Skoda построена на платформе Volkswagen Passat (хотя мы-то с вами знаем, что в основе Octavia первого поколения лежит Golf IV). Но еще больше людям нравилась цена. Так, в России в конце прошлого века самую простую Octavia с 75-сильным мотором можно было купить за $12 500. И это учитывая, что бренд «Skoda» к тому времени уже успел набрать силу.

А российским покупателям нравилась еще одна особенность Octavia: машина внешне выглядит как седан, хотя на самом деле это хетчбэк. Если же сложить задние кресла, то тогда можно вообще смело ехать в строительный магазин. А ведь есть еще универсал с огромным багажным отсеком (самым вместительным в классе «С»). Octavia делали по жестким немецким стандартам: сталь качественная, кузовные элементы — с двойной оцинковкой, да и краска приличная. А вот лобовые стекла на Octavia трескались. Судя по всему, это происходило из-за недостаточной жесткости кузова. Чехи меняли стекла по гарантии, а при модернизации модели в конце 2000 года проблема и вовсе была решена. Однако если вы будете покупать машину, сделанную до этого момента, то можете столкнуться с тем, что по «лобовухе» пойдет трещина.

Комплектация Skoda Octavia может быть разной. Есть машины, которые называются Octavia Laurin&Klement: кожаный салон, вставки под натуральное дерево, «ксенон» и прочие «навороты». При выборе подержанного автомобиля лучше отказаться от «пустышек» и искать Octavia GLX (или Ambiente после рестайлинга) с электропакетом, подушкой безопасности водителя и «противотуманками» или версию SLX (Elegance), где уже есть ABS, две подушки, климат-контроль.

Встречающиеся на нашем вторичном рынке Octavia имеют под капотом как минимум 75 л.с. Их выдает либо 1,4-литровый бензиновый агрегат разработки «Volkswagen», либо мотор объемом 1,6 л. Последний вариант предпочтительнее в силу своего большего литража и наличия хоть какого-то момента на «низах» (135 Нм против 126). 75 «лошадей», конечно, тоже мало для Octavia, но их хватает хотя бы для того, чтобы ездить по городу. Зато 75-сильные Octavia были самыми доступными.

Гораздо лучше смотрится Octavia с другим 1,6-литровым мотором мощностью 100 или 101 л.с. (зависит от года выпуска, но в любом случае прибавку одной «лошадки» вы не почувствуете). Далее по иерархии идет Octavia 2,0 (116 л.с.), на рынке таких машин очень мало.

А вот Octavia с 1,8-литровым агрегатом хватает. Этот «движок» может быть как атмосферным (125 л.с.), так и с турбонаддувом. В последнем случае он обычно выдает 150 л.с., однако есть и 180-сильные версии. Последний мотор ставили под капот «заряженных» Octavia RS. Покупать подержанную RS по случаю не стоит, ведь ее содержание обходится в весьма приличные суммы, да и дорожный просвет здесь меньше на 20 мм. К тому же помните: предыдущий владелец эксплуатировал эту машину по полной программе (а иначе зачем он тогда вообще ее брал?). И двигатель с трансмиссией могут быть уже серьезно изношены. Также стоит отговорить от покупки так называемых чипованных машин с доработанными двигателями — такие Skoda периодически встречаются в продаже.

Пару слов надо сказать о дизелях, которые, между прочим, «Skoda» сейчас официально продает в нашей стране. Дизельные Octavia первого поколения могли иметь мотор объемом только 1,9 л, однако его мощность разная: 69 л.с. («атмо­сферник»), 90 л.с., 101 л.с., 110 л.с. или 130 л.с. Бояться дизелей не стоит. Они проявили себя очень достойно даже в России и не зря считаются одними из самых надежных агрегатов. Правда, дизельные Octavia на нашем рынке почти не встречаются, да к тому же и стоят дорого.

Поэтому с вероятностью 90% выбирать вам придется среди бензиновых двигателей. Какой предпочесть? Да практически любой, за исключением, пожалуй, 1,8-литрового атмо­сферного агрегата (125 л.с.), который мастера не слишком-то любят (у него может раньше положенного срока оборваться ремень ГРМ, что приводит к катастрофическим последствиям). Наверное, стоит отказаться и от 75-сильных Octavia. Уж слишком они «дохлые». И в итоге получается, что выбирать нужно между машиной с двигателем 1,6 л (100 или 101 л.с.) и Octavia 1,8 T со 150 «кобылами». Последние чуть дороже и имеют к тому же лучшее оснащение.

Некоторые покупатели опасаются 150-сильного мотора. А вдруг сломается турбина? Страхи понятны: на Volkswagen Passat, который имеет этот же агрегат, турбина является слабым местом. Однако успокоим потенциальных «шкодоводов». На Octavia двигатель стоит не продольно, а поперечно. А это заставило инженеров немного пересмотреть конструкцию агрегата и убрать турбину в «хорошее» место, где она не перегревается (а именно из-за этого на Passat турбины и ломаются).

Главное, про что стоит помнить при эксплуатации Octavia (впрочем, это относится ко всем другим современным автомобилям), — это контроль за маслом и ремнем ГРМ. Их нужно менять строго по графику и ни в коем случае не экономить. Масло должно быть только рекомендованное заводом (и лучше всего из бочек, а не из канистр), да и ремень ГРМ с роликами (!) нужно покупать исключительно фирменный. Замена «ремешка» вместе с работой будет стоить $130–250 в зависимости от двигателя. Также стоит следить за состоянием свечей, особенно на турбированном 1,8 (иначе могут выйти из строя индивидуальные катушки зажигания).

Чаще всего Octavia оснащена пятиступенчатой механической коробкой передач (ее имеют порядка 75% всех представленных на вторичном рынке Octavia). Конструкция самой трансмиссии оказалась весьма надежной. По инструкции в ней даже не надо менять масло, хотя российские мастера все же рекомендуют обновить смазку где-то через 150 000 км. Так сказать, на всякий случай. Кроме того, при замене масла, возможно, нужно будет еще отрегулировать тросики или тяги (зависит от типа двигателя). А вот сцепление может преподнести неприятный сюрприз. Если на машинах с атмосферными моторами оно служит порой по 180 000–200 000 км, а его замена обходится в стандартные $200–300, то при наличии турбированного агрегата ситуация уже не такая радужная. Во-первых, диски сцепления там могут выйти из строя уже через 100 000 км, а во-вторых, сцепление здесь поставляется только в комплекте с… маховиком двигателя. И стоит около $500, плюс работа по замене.
Автоматическая коробка передач имеет четыре ступени. Она проявила себя достойно, частых поломок за ней не водится, да к тому же в случае каких-либо проблем отремонтировать АКП не составит большого труда (и обойдется не слишком дорого). Поэтому «автоматических» Octavia можно не бояться.
Удивительно, но «Skoda» выпускала и полноприводные Octavia, которые у нас, правда, не пользовались большим спросом. Они получались слишком дорогими, ведь полный привод ставили только на машины с дизелями и турбированными моторами 1,8. Полный привод здесь стандартный для подобных моделей: при езде по сухому асфальту на передние колеса передается 100% момента, но при пробуксовке благодаря муфте Haldex в действие вступает и задняя ось. Haldex работает надежно, однако эксплуатация таких автомобилей обойдется дороже. И не только потому, что раз в 30 000 км надо менять масло в системе. Octavia 4x4 примечательна тем, что ради внедрения трансмиссии с четырьмя ведущими колесами инженерам пришлось полностью перекроить заднюю подвеску — она стала многорычажной, а багажник уменьшился в объеме с 528 до 448 л. И запчасти для такой «ходовой» стоят заметно дороже.

В подвеске чаще всего изнашиваются копеечные втулки стабилизаторов. Их порой хватает на 40 000 км. Не слишком надежными оказались также опоры амортизаторов ($20) и передние ступичные подшипники ($60 за штуку). А вот при пробеге около 100 000–120 000 км придется вложить в подвеску чуть побольше. На этом рубеже часто изнашиваются рулевые наконечники, стойки стабилизаторов, втулки рычагов задней подвески. Хотя и здесь нет ничего криминального. Мастера на сервисе берут за ремонт Skoda адекватные деньги, да и запчасти не слишком дороги (к тому же в магазинах можно найти очень приличный «всефолькс­вагеновский» неоригинал).

ПРИМЕРКА

Исследованная нами Skoda Octavia 2001 года выпуска была продана в России местным дилером. По словам владельца, он покупал Skoda Octavia из-за того, что эта машина обладает большими размерами, выглядит более-менее прилично, да к тому же и стоит недорого. Во многом именно из-за отсутствия достаточного количества средств он решил взять не 150-сильную версию Octavia, а модель с мотором объемом 1,6 л (101 л.с.) и ручной коробкой передач. И особых разочарований от этого «движка» не было. Он позволял ехать не только в городе, но и по трассе, хотя о рискованных обгонах пришлось забыть.

Сейчас автомобиль решено продать — все-таки ему уже шесть лет, да и пробег перевалил за отметку в 140 000 км. Однако, несмотря на такие цифры на одометре, никаких серьезных проблем с машиной до сих пор нет. И осмотр Octavia на сервисе это подтвердил. Разве что передние амортизаторы скоро придется менять. Но при 140 000 км это естественные расходы. Цена модели — 250 000 рублей.

Skoda Octavia первого поколения оказалась достойным автомобилем. Пожалуй, она обладает едва ли не идеальным соотношением цена/качество среди всех подержанных машин. И удивляться этому не надо, ведь по своей надежности Octavia не слишком сильно уступает Volkswagen Golf. С размерами здесь все в порядке (на заднем диване только тесновато, но зато багажник огромный). Да к тому же и цены на Octavia божеские. Если вы решитесь на покупку этой модели, то лучше искать автомобили с бензиновыми моторами 1,6 или 1,8 T. Коробка передач и форма кузова могут быть любыми.

Генеральный директор компании «Риск Кредит Менеджмент», к.э.н. Дмитрий ЕРОХИН

Покупка полиса КАСКО для кредитного автомобиля — обязательное требование большинства кредитных договоров. Сегодня нередко возникает ситуация, когда заемщик не может продать кредитный автомобиль в течение нескольких месяцев и сталкивается с требованием банка оплатить полис КАСКО на следующий год. Учитывая, что автомобиль все-таки будет продан в ближайшее время, возникает вопрос, что делать с полисом КАСКО. Возможный выбор вариантов невелик: оплачивать его или не оплачивать. Если полис КАСКО не будет оплачен, то в соответствии с условиями кредитного договора банк потребует досрочного погашения кредита с передачей дела в коллекторское агентство.

Если полис КАСКО будет оплачен, то в случае продажи автомобиля часть денег за полис можно будет вернуть. Договор КАСКО заключается на один год, и в случае досрочного расторжения договора страховая компания возвращает часть стоимости полиса. Возврат денег происходит непропорционально. Как правило, из стоимости полиса вычитается 30–40%, а оставшаяся сумма служит для расчета возвращаемых средств. В правилах каждой страховой компании указан процент возвращаемой стоимости полиса в зависимости от количества оставшихся полных месяцев действия договора страхования.Так, для Skoda Octavia 2008 года выпуска стоимостью 405 000 рублей стоимость полиса КАСКО на второй год составит 43 250 рублей. При досрочном расторжении договора через три месяца можно будет получить в страховой компании 21 000 рублей, при расторжении договора через полгода — 14 000 рублей. Если за это время еще будут заявлены страховые случаи, то сумма возвращаемых средств также будет уменьшена на выплаченные и подлежащие выплате страховые возмещения.

Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайте www.centerautocredit.ru