Рога на копыта

Если в досужем разговоре упомянуть о вероятности столкновения автомобиля с лосем, то скорее всего это вызовет снисходительные улыбки у собеседников. Да и что там лось по сравнению с “железным конем”? Казалось бы…
Если в досужем разговоре упомянуть о вероятности столкновения автомобиля с лосем, то скорее всего это вызовет снисходительные улыбки у собеседников. Мол, не среди диких лесов живем, не в Финляндии или Норвегии где-нибудь, где от парнокопытной живности не протолкнуться. Если такое уж в Подмосковье и случается, то крайне редко, в самых исключительных случаях. Да и что там лось по сравнению с “железным конем”? Казалось бы…

Как говорится, не дай бог. Ну, встретиться на темной лесной трассе с этим исполином. Длина тела лося (самца) достигает 3 метров, высота в холке до 2,5 метра, вес — от 360 до 600 кг, самки, правда, помельче, но ненамного. Что до “исключительных случаев”, то, по словам начальника отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД ГУВД по Московской области полковника милиции Александра Криволапа, только за период с 2007 по текущий месяц 2009 года на территории нашего региона зарегистрировано около 600 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на диких животных — в своем подавляющем большинстве именно с лосями. Из них почти сотня так называемых “учетных”, то есть таких ДТП, в которых пострадали люди. Общий счет жертв столкновений с дикими животными за указанный период таков — 21 погибший и 105 получивших ранения различной степени тяжести.

Пять часов утра, поселок Дубки, Рузский район. 33-летий житель этого района на “Жигулях” пятой модели совершает наезд на лося. Водитель госпитализирован с черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, ссадинами лица.

В 22 часа на 95-м км автодороги Москва—Дубна 31-летний житель Москвы, управляя “ВАЗ-21099”, совершил наезд на лося, после чего автомобиль слетел в кювет. Серьезные травмы получила 30-летняя пассажирка “ВАЗа”.

3.55. 65-й км автодороги “Холмогоры”. Здесь с лосем, находившимся на проезжей части, столкнулся “Фольксваген”, которым управлял 35-летний житель Вологодской области. С травмами различной степени тяжести госпитализированы водитель и 24-летняя пассажирка иномарки, жительница Вологодской области.

Подобных примеров можно привести немало, но ДТП с участием лосей словно списаны друг с друга. Предсказать же поведение лосей не возьмется никто. Лось может идти вдоль проезжей части, а затем внезапно выпрыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может просто остановиться посреди дороги, при этом создается впечатление, что на него не действуют ни свет фар приближающегося авто, ни рев клаксона — если водитель, разумеется, успеет на него нажать. Осенью лось особенно непредсказуем — время гона и… “пьяных яблок”: лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-дички и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в некое подобие опьянения.

Хотя и в любое другое время никто из водителей не гарантирован от столкновения с лосем на дороге.
По словам Александра Криволапа, наибольшее количество ДТП с участием лосей зафиксировано на Минском, Новорижском, Дмитровском шоссе, а также в Клинском, Рузском и Серпуховском муниципальных районах.

Конечно, ДТП с участием лосей случаются не только на территории Московской области или в России в целом. Можно говорить даже о существующем “мировом опыте” профилактики столкновений автотранспорта с дикими животными — лосями, оленями, кабанами. Обобщенно они сводятся к следующему: установки предупреждающих дорожных знаков о возможности появления диких животных; установки зеркал для отпугивания диких животных в ночное время отраженным светом фар автомобилей; ограждения (заборы) для животных; запахи с целью отпугивания животных и ряд других, вроде расчистки леса с целью улучшения видимости и уменьшения стад диких животных.

В принципе неплохие результаты показали опыты по использованию запахов: на стволы деревьев и столбы ограждения была налита жидкость, имеющая одинаковый запах с мочой волков. Подсчеты, проведенные до начала опыта и после его завершения, показали, что эта мера привела к сильному снижению количества ДТП на тех участках, где использовалась упомянутая жидкость. Но это все проводилось в Норвегии.

В общем, для нас остается только один кардинальный и простой способ предотвращения ДТП с участием лосей — установка ограждения. Согласно зарубежному опыту заборы, изготовленные из стальной сетки высотой минимум 2 м, которые устанавливаются вдоль дороги в тех местах, где животные часто переходят трассу, сокращают количество ДТП с участием диких животных примерно на 60—70%.

Так как, согласно данным областной Госавтоинспекции, многие ДТП с участием лосей произошли вне заповедников, то Управление ГИБДД обратилось в Министерство сельского хозяйства Правительства РФ и соответствующее министерство Московской области с просьбой, во-первых, определить участки миграции диких животных через автомобильные дороги, а во-вторых, учитывая зарубежный опыт, ввести в практику использование сетчатых ограждений, которые бы предотвратили внезапный выход животных на автомобильные дороги.

Но если определение направлений миграции животных через дороги задача вполне реальная, то вот насчет установки ограждений… Надо быть реалистами — в настоящее время средства на установку ограждений вряд ли у кого найдутся.

Можно, наверное, больше уделить внимание расчистке прилегающего к дорогам леса. И это дело совсем не одного не только дня, но и месяца… Опять же согласно зарубежному опыту эта расчистка должна представлять собой удаление веток со стволов деревьев на высоту до 3 м на расстоянии до 20 м от обочины. В Швеции эта мера позволила сократить количество ДТП с участием животных примерно на 20%.

Но во всех исследованиях по профилактике наездов на диких животных первым пунктом называется информирование водителей о возможностях такого столкновения.

В настоящее время областной Госавтоинспекцией совместно с управлениями автодорог проводится работа по установке дополнительных дорожных знаков 1.27 “Дикие животные”. На территории Московской области уже установлено 305 таких дорожных знаков, необходимо установить еще 110.
Но эти знаки, очевидно, будут действовать только на тех, кто дружит с головой, — кто, заметив треугольник со вставшей на дыбы живностью (то ли лосем, то ли оленем), непременно снизит скорость и будет внимательнее следить за дорогой. Для иной же категории… Для них и более “суровые” знаки, за нарушение предписаний которых лишают водительского удостоверения, — ничто.