Гонки на выживание

Автомобильные эксперты отличаются злорадством. Они хмурят мудрые лбы и вещают с высот своих познаний. И нынче самая модная среди этих людей тема — повсеместный стремительный спад продаж по окончании государственных программ по поддержке национальных рынков.
Автомобильные эксперты отличаются злорадством. Они хмурят мудрые лбы и вещают с высот своих познаний. И нынче самая модная среди этих людей тема — повсеместный стремительный спад продаж по окончании государственных программ по поддержке национальных рынков.

Для начала эксперты «оттоптались» по Германии. Они потирали руки и обещали, что как только у Ангелы Меркель закончатся деньги на утиль, немецкий рынок погибнет, упав на полагающийся ему уровень. Следующими в очереди экспертного злорадства стали Франция, Италия и Великобритания, повторившие немецкий опыт. Им пообещали падение и развал не хуже немецкого. Ну а уж про Америку судачить — одно удовольствие. Она вообще вот-вот целиком обанкротится. И вот настал долгожданный момент. Программа поддержки автомобильного рынка в Германии окончена, государство больше не дарит деньги за старье, немцы покупают автомобили только за свои кровные. А спрос на машины в Германии почему-то все равно вырос. В сентябре там было продано 316 000 автомобилей, что на 21% больше, чем в том же месяце прошлого года. Всего с начала года в Германии куплено около трех миллионов автомобилей, что на 26% больше, чем в прошлом году.

В Италии сентябрьские продажи выросли на 6,77% по сравнению с 2008 годом — до 189 500 машин. Во Франции рост рынка в сентябре составил 14,1% (183 248). И даже в Испании, про которую принято думать, будто она померла целиком и покупать машины закончила, рост рынка составил 18% (77 374).

И у англичан все в порядке. В сентябре продажи новых автомобилей в Великобритании увеличились на 11,4% (367 929). Свою программу поддержки англичане после долгих раздумий запустили в мае и теперь решили, что останавливать ее особого смысла нет и надо бы продлить сие благое дело до середины будущего года. Особенно увлекательно подобная забота о росте автомобильных продаж выглядит с учетом того обстоятельства, что в Англии нет своих автопроизводителей. Все что можно англичане уже давно раздали в хорошие руки и теперь по большому счету государственным бюджетом сражаются за благо населения и сохранение рабочих мест.

И лишь Америка порадовала экспертов. Как им и хотелось, проработавшая всего один месяц августовская программа поддержки покупателей и закончилась стремительно, и ситуацию не спасла. В США было куплено 997 000 машин, что на 12% меньше, чем за тот же период прошлого года.

До введения программы спад продаж находился на уровне 30–35%. Приблизительно к этому, уже привычному уровню продажи откатились и в сентябре. Без обмена развалюхи на автомобиль в сентябре Америка купила себе 745 900 машин, то есть на 23% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Россия в сентябре тоже выросла по автопродажам, замедлив спад аж на целых 2% по сравнению с августовскими 54%. Глобального прорыва не произошло, даже несмотря на широко разрекламированную программу льготного субсидирования покупаемых в кредит авто. А планы стимулировать покупательскую активность, выдавая компенсации за сданные в утиль старые авто, пока так и остаются планами. Так и живем…