Автомобиль сыграет в ящик

Власти Евросоюза решили, что все автомобили, продаваемые в странах Европы, в самое ближайшее время должны будут комплектоваться “черными ящиками”, аналогичными устанавливаемым на самолетах. Правда, ни сроки, ни механизм реализации этого грандиозного замысла пока неизвестны.
Власти Евросоюза решили, что все автомобили, продаваемые в странах Европы, в самое ближайшее время должны будут комплектоваться “черными ящиками”, аналогичными устанавливаемым на самолетах. Правда, ни сроки, ни механизм реализации этого грандиозного замысла пока неизвестны. Что же касается России, то до нас это благо цивилизации докатится уж совсем не скоро. Хотя если “царь-батюшка” вдруг обратит внимание на проблему — можем и внедрить в приказном порядке. Толку все равно не даст никакого, но лишние денежки из кошелька автовладельцев вытянуты будут.

По какой-то странной традиции “черным ящиком” называют напичканный разнообразной записывающей аппаратурой оранжевый шар, устанавливаемый в чреве самолета. Когда лайнер находится в воздухе, “ящик” фиксирует все параметры полета, действия пилота и данные о работе бортовой аппаратуры.

Идея оснастить чем-то подобным автомобиль была впервые реализована еще в 90-х годах прошлого века на болидах “Формулы-1”. Конструкторы использовали данные “ящичка” для анализа причин аварий и отказов систем гоночной машины. Вслед за “спортсменами” темой автоматических самописцев заинтересовались производители коммерческой техники — грузовиков и автобусов. Но в их случае, помимо контроля основных систем машины, основной задачей “черного ящика” стала фиксация действий водителя. Данные прибора могут быть в любой момент изучены соответствующей госструктурой с целью, например, проверить соблюдение трудового законодательства, выяснив, сколько времени водитель провел за рулем.

С другой стороны, фирма-производитель машины при рассмотрении гарантийных претензий в случае поломки всегда изучает данные самописца. И если имело место нарушение рекомендованных режимов эксплуатации, моментально выносится решение об отказе в бесплатном ремонте. Заметим, кстати, что автомобильный “черный ящик”, как и в самолете, совсем не черный и отнюдь не ящик. Как правило, это маленькая коробочка, подключаемая к стандартному разъему диагностической шины автомобиля. Бортовые самописцы для легковых авто начали появляться в более или менее заметных количествах примерно пять лет назад.

Некоторые автомобильные фирмы-производители по желанию клиентов стали оснащать такими устройствами свои топовые модели представительского и люкс-класса. Почти одновременно в свободной продаже появились аналогичные устройства, предназначенные для установки почти на любое авто. Сейчас для приобретения самого простого варианта такого гаджета достаточно иметь в кармане около 4000 рублей. Предлагаемые за эту сумму устройства в состоянии фиксировать до полусотни основных параметров работы машины.

Объема электронной памяти хватает примерно на две недели. Любой не боящийся поднять крышку капота автовладелец может в течение пяти минут оснастить свое авто “черным ящиком”. Вопрос — зачем? На ум приходит лишь один внятный ответ: с целью выяснить, как в ваше отсутствие обращается с машиной ваша супруга, отпрыск или личный шофер. Заметим, что это своего рода “начальный уровень” автоматических автомобильных регистраторов и в смысле функциональных возможностей, и в смысле цены устройства. Современный “черный ящик” состоит из блока сбора и обработки данных, энергонезависимой памяти и системы мобильной связи с датчиком системы глобального позиционирования (GPS). В эту коробочку поступают сигналы от панорамной видеокамеры, способной поворачиваться на 360 градусов, и от датчиков столкновения на передней, задней и боковых сторонах машины. В некоторых странах, например в Японии, уже пытаются в более или менее массовом порядке оснащать машины такого рода системами. Но всерьез говорить о близких перспективах повального внедрения подобных устройств, особенно в нашей стране, пока рано. Ведь для реализации всех возможностей связки датчики-GPS-мобильная связь нужна соответствующая инфраструктура: все экстренные службы должны быть в состоянии принимать и оперативно реагировать на сигналы целой армии “ящиков”.

Как же все должно действовать в идеале? При любом ДТП его координаты и картинка с камеры, установленной на авто, через сети мобильной связи сразу же отправляется в центр слежения. Причем его операторы могут запросить любую дополнительную информацию у бортовой системы. Если сигнал мобильной связи не принимается, в дело вступает резервный канал спутниковой связи системы COSPAS-SARSAT — глобальной международной системы поиска и спасения потерпевших аварию.

Но этот сценарий нам пока может лишь сниться. В данный момент россияне могут воспользоваться усеченной версией системы — без всяческих примочек типа GPS, GSM и прочих 3G. Ценник тут колеблется в пределах 10 000—15 000 рублей. Типичный регистратор такого рода представляет собой коробочку, содержащую миниатюрную видеокамеру, электронные “мозги” и акселерометр (прибор для измерения ускорения).

Устанавливают его в салоне авто — почти так же, как “антирадар” или автонавигатор. Этот вариант “черного ящика” автоматически регистрирует и сохраняет в памяти все резкие изменения в режиме движения, характерные, например, для ДТП, экстренного торможения, разгона, боковых и фронтальных столкновений.

Водитель может и сам активировать систему вручную. Когда система активируется при подозрительном характере движения авто, она извлекает из своей краткосрочной памяти видеозапись за некоторое время, предшествующее инциденту, и продолжает процесс фиксации после возникновения чрезвычайной ситуации. Прибор также записывает в память характеристики текущего перемещения авто в трех координатных плоскостях и реальном времени. Записанные файлы можно просмотреть на компьютере, используя программное обеспечение, которым устройство комплектуется при покупке. Параллельно отображению видеосистема демонстрирует изменения боковых, вертикальных и фронтальных нагрузок в соответствующий момент времени.

Такой “черный ящик” может оказать реальную помощь при установлении реальной картины ДТП. Кроме того, с его помощью можно зафиксировать неправомерные действия сотрудников различных органов и служб, нарушения ПДД, нанесения ущерба, хулиганства на дорогах со стороны других участников движения. Однако, повторимся, редкий российский автовладелец готов сегодня расстаться с суммой в 500 долларов для приобретения подобной игрушки. Да и автопроизводители, продающие свою продукцию в нашей стране, вряд ли пойдут на увеличение стоимости своего товара за счет серийной установки на все модели “черных ящиков”. Хотя если власти примут соответствующий закон, это не составит для них труда.