ОСАГО влетит в копеечку

Ситуацию с ОСАГО в нашей стране очень наглядно отображает анекдот про мышей, которые “плакали, кололись, но продолжали жрать кактусы”. Принятая как федеральный закон в 2003 году “автогражданка” с упорством, достойным лучшего применения, продолжает будоражить сознание всех своих участников.

Ситуацию с ОСАГО в нашей стране очень наглядно отображает анекдот про мышей, которые “плакали, кололись, но продолжали жрать кактусы”. Принятая как федеральный закон в 2003 году “автогражданка” с упорством, достойным лучшего применения, продолжает будоражить сознание всех своих участников.  


Граждане, с одной стороны, недовольны высокими тарифами, с другой — низкими страховыми выплатами. Сами страховщики называют этот якобы навязанный им (интересно, кто лоббировал его принятие?) вид страхования убыточным и, видимо, как неизбежность, пытаются его всячески усовершенствовать. Последней инициативе всего лишь пара недел от роду. За подписью вице-президента Российского союза автостраховщиков бумага с предложениями улетела в Минфин. А в ней просьба: пересмотреть действующие тарифы по ОСАГО. В сторону увеличения, естественно.  

В других развитых странах обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев работает уже не один десяток лет. И нигде людьми за рулем “автогражданка” не была принята на ура с первого дня своего существования. Да и страховщики не испытывали бурного восторга. Особенно рьяно они хватались за голову на третий-четвертый год работы полиса. По статистике, именно через этот промежуток времени достигается пик выплат по “автогражданке”. Во-первых, потому, что “стартуют” компенсации вреда, нанесенного жизни и здоровью третьих лиц (а эти выплаты, мягко говоря, ощутимы). Во-вторых, три-четыре года — достаточный срок, чтобы убедиться, что механизм работает — все большее количество граждан начинает обращаться в страховые компании. Однако с годами все устаканилось. И теперь работает как часы. Но, как известно, Россию “аршином общим не измеришь”.  

Убыточность в ОСАГО, согласно экспертным оценкам, действительно была и есть. Но, во-первых, убыточность в страховании есть всегда. Если страховая компания получила 100 млн. рублей взносов и выплатила из них всего 1 млн. по урегулированию убытков, то убыточность (по страховым критериям) уже составила 1%.  

А во-вторых, конечно же, у повышенной убыточности российского ОСАГО есть и иные причины. Российская аварийность просто катастрофична. Как недавно заметил на совещании по БДД Президент РФ Дмитрий Медведев, ежегодно на наших дорогах гибнет население целого города. Страшные цифры вот уже несколько лет подряд “пляшут” между 30 и 40 тысячами оставивших жизни в ДТП. И стабильно не менее 200 тысяч граждан получают различные травмы. Для справки: по некоторым экспертным оценкам, это пятая часть общемировых человеческих потерь. Плюс свою лепту вносит и изношенность транспортного полотна и автопарка. Добавьте сюда постоянно растущие цены на автозапчасти и ремонт автомобилей — и получите полную картину, почему ОСАГО убыточно. Только не забывайте, что размер тарифа остается неизменным.  

Изменить ситуацию в корне, судя по всему, решил Российский союз автостраховщиков. Его участники направили в Минфин предложения по изменению закона об “автогражданке”. В письме говорится: “Расчеты тарифов на ОСАГО, проведенные на основе агрегированных данных с использованием обобщенной линейной модели, показали, что в случае сохранения действующих лимитов по имуществу и жизни/здоровью тарифы по ОСАГО следует увеличить на 6,3%”. Согласно мнению членов РСА, с учетом роста всех лимитов базовый тариф для легковых автомобилей физлиц должен быть увеличен всего на 31,6%, до 2605 руб.  

“Наибольшее несоответствие между действующими и рассчитанными тарифами наблюдается для такси и общественного транспорта”, — объясняют свою инициативу автостраховщики. И требуют совсем другого увеличения “базы” для казенных видов транспорта: для троллейбусов — на 302,7%, автобусов-такси — на 245%, трамваев — на 189,3%. На легковые такси, согласно документу, тоже неплохо бы накинуть 219,5%. В то же время юрлицам на руку изменения тарифов. Легковые автомобили из их автопарков можно будет страховать по ОСАГО на 23,6% ниже. А некоторые тарифы могут быть снижены еще больше. Так, “база” для мотороллеров и мотоциклов может упасть на 53,6%, а прицепов к ним и легковым автомобилям — на 59,7%.  

В общем, позиция страховщиков понятна. Само финансовое ведомство-адресат пока не выдает своей реакции. Доверяй, но проверяй, решили в Минфине. И просят РСА представить сами расчеты новых тарифов.  

“Если я правильно понял РСА, то тарифы надо изменить, а выплаты автовладельцам оставить те же. Хитро. Опять, можно сказать, оставили обманутыми”, — прокомментировал инициативу страховщиков глава московского отделения Федерации автовладельцев Сергей Канаев. Собеседник “МК” напомнил, что его организация уже не раз предлагала альтернативный путь стабилизации ситуации: предложить автолюбителям увеличивать взносы по ОСАГО в добровольном порядке. “И тарифы выше, и выплаты — все были бы довольны”, — считает Канаев. Такие шаги автостраховщиков, полагает эксперт, показывают несостоятельность всей российской страховой системы: “Страховщики не смогли сформировать рынок обязательного страхования”. Сергей Канаев считает, что если уж перенимать западный опыт, то делать это надо было до конца. И полис выдавать либо конкретно на гражданина (“тогда все равно, на какой автомобиль он сел, хоть на взятый в прокат”), либо на “железного коня” (“тогда безразлично, кто за рулем”). “У нас получается — ни того, ни другого”, — говорит он. “Никто не спорит, что автостраховщики в результате получили “минус”. А они как думали? Что будет вечный кайф? Но играть с нашими гражданами в такие игры, когда увеличиваешь тарифы, но не поднимаешь выплаты, на мой взгляд, нельзя”, — резюмировал Канаев.

СПРАВКА "МК"  

Что из себя представляет ОСАГО сегодня  

ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) — возмещение страховой компанией ущерба, нанесенного застрахованным водителем имуществу или здоровью третьих лиц в результате аварии (ДТП).  

От чего зависит стоимость полиса:  

типа страхуемого автомобиля (легковой, грузовой, автобус и т.д.);  

мощности двигателя страхуемого автомобиля;  

места жительства владельца автомобиля (территории преимущественного использования транспортного средства);  

количества водителей, допущенных к управлению данным автомобилем, их стажа и возраста.  

Срок действия полиса — один год; но при необходимости страховку можно оформить и на более короткий срок.  

Тарифы по ОСАГО утверждены Правительством РФ. Являются едиными во всех страховых компаниях.