Авторынок России упал вдвое

Продажи автомобилей в России в 2009 году снизились на 49% по сравнению с прошлым годом. За это время россияне купили 1,46 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Тем временем в правительстве задним числом подписано постановление о проведении эксперимента по автоутилизации.

Продажи автомобилей в России в 2009 году снизились на 49% по сравнению с прошлым годом. За это время россияне купили 1,46 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Тем временем в правительстве задним числом подписано постановление о проведении эксперимента по автоутилизации.

— В 2010 году можно ожидать небольшого улучшения, ситуация будет зависеть от мер господдержки, — отметил вчера на пресс-конференции в Москве вице-председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Мартин Ян. По его словам, если все будет хорошо, в текущем году в России будет продано порядка 1,5 млн. новых авто. Представители ассоциации заметили: в том, что по падению российский авторынок впереди Европы всей, виновно повышение пошлин на ввоз иномарок, девальвация рубля и рост ставок по автокредитам. А с программой льготного автокредитования власти припозднились, и ею смогли воспользоваться менее 70 тыс. россиян. В той же Германии, где, кстати, работала программа “деньги за драндулеты”, продажи только выросли. Аналог этой акции стартует в России, напомним, 8 марта. Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас отметил: “Это будет большой шаг в сторону формирования цивилизованного рынка подержанных автомобилей”. Впрочем, самостоятельно принимать автохлам в утиль и давать покупателям скидки на новые авто концерны не планируют: “Надо посмотреть, как заработает правительственная схема”. Кроме того, Томас подчеркнул, что компании и так предоставили своим российским покупателям значительные скидки в 2009 году.  


Тем временем в цехах крупнейшего в Москве (и, кстати, лучшего в Европе) завода по переработке автомобильных кузовов и крупногабаритного бытового металлолома “ПК Втормет” в поселке Некрасовка пусто. И это несмотря на то что он способен разобрать на винтики 50 авто в час! За новогодние праздники он переработал все, что было, а нового сырья в Некрасовку пока не поступает. “Декабрь и январь для металлопереработчиков всегда были сложными месяцами. Но не исключено, что кто-то из потенциальных клиентов просто выжидает до 8 марта”, — поделился зам директора завода Юрий Воронцов с “МК”.  


Фото: Сергей Иванов

А программа автоутилизации уже начинает обрастать “мясом”. Накануне правительством было подписано постановление о проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых авто взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию. Этим же постановлением в РФ создается система сбора и утилизации вышедших из эксплуатации машин. Документ проводит в бюджет средства на программу и поручает Минпромторгу разработать ее параметры и критерии выбора утилизаторов и дилеров — ведомство должно подготовить все это в месячный срок. Учитывая, что документ был подписан 31 декабря 2009 года, времени осталось не так уж и много. “Мы уже сегодня пишем письмо в Минпромторг, чтобы нас, как переработчика, включили в программу, — сообщил “МК” Воронцов. — Но там есть критерии, которым на сегодняшний день отвечают лишь 11 предприятий в России. И то не все из них имеют шредерные установки и лицензии на работу с опасными отходами”.  

В общем, работы у чиновников и промышленников — поле непаханное, времени до 8 марта — с гулькин нос. Успеют ли? Ведь если затянуть с программой автоутилизации, вряд ли российский авторынок покажет в 2010 году рост.