Деньги из «помойки»

Ведь кроме как подгоном к Международному женскому дню сложно объяснить дату старта госпрограммы по утилизации старых авто.

 Ведь кроме как подгоном к Международному женскому дню сложно объяснить дату старта госпрограммы по утилизации старых авто.

Известно, что госмероприятие по стимулированию обмена будет проходить с 8 марта по 1 ноября 2010 года. Схема обмена автостарья старше 10 лет на 50-тысячную скидку при покупке новой машины выглядит следующим образом. Владелец доставляет свое ржавое имущество в дилерский центр как может: хоть своим ходом, хоть на эвакуаторе за свой счет. Там он пишет рукописную доверенность на распоряжение своей старой машиной на имя дилерского центра и платит 3000 рублей за услуги пункта утилизации. Далее дилер самостоятельно снимает авто с учета в ГИБДД и везет его на место утилизации. Взамен получает сертификат, на основании которого продает человеку, сдавшему свое авто в утиль, машину со скидкой 50 000 рублей. Затем государство в течение месяца компенсирует автоторговцу потерю этой полсотни тысяч. В Минпромторге рассчитывают, что за год через эту программу пройдет около 200 000 утилизируемых машин. На ее финансирование выделяется 10 млрд. рублей.  


На бумаге все выглядит очень гладко. Даже слишком. Но при более пристальном взгляде на проблему замечаешь некоторые нестыковки. Например, по той же Москве катается масса машин, зарегистрированных в регионах, принадлежащих иногородним владельцам, живущим и работающим в столице. Эти люди имеют полное право приехать в московский автосалон и сдать свою «помойку». Для автодилера это означает многомесячное счастье общения с ГИБДД — ведь служивым потребуется сделать запрос коллегам по месту регистрации авто. В течение этого времени дилеру придется держать старые машины у себя. Любой автоторговец приложит все силы, чтобы переложить эти дополнительные расходы на плечи автовладельца, не сомневайтесь! Сама утилизация — тоже не подарок для автоторговца. По официальным данным, их в России всего 12 (двенадцать!). И находятся они все в Центральной России: в Московском, Санкт-Петербургском регионах и в Поволжье. Как вы думаете, сколько стоит довезти на автовозе ржавую «помойку», скажем, из Смоленска в Подмосковье? Государство, например, считает, что можно уложиться максимум в 5000 рублей на одну машину, и готово оплачивать такие расходы. А реальные расценки составляют как минимум 10 000 рублей. Вопрос на засыпку: кто в конце концов окажется крайним и оплатит разницу? Следующий вопрос: как именно будет интерпретировать 50-тысячный транш от государства наша замечательная налоговая служба? Есть большие подозрения, что с них придется платить НДС… В общем, какова будет реальная польза от программы утилизации для конкретного автовладельца, уже сейчас сказать достаточно сложно. Сама по себе идея стимулирования утилизации хороша. Но количество вопросов к алгоритму этой госпрограммы заставляет сильно сомневаться в ее жизнеспособности.