На льготных условиях

Безудержный рост автопарка привел к переосмыслению слов классика: теперь уже не квартирный, а гаражный вопрос в первую очередь портит жизнь москвичам. В прошлом году столичные власти пообещали “перезапустить” гаражную программу, сконцентрировав свои усилия на строительстве доступных для народа, недорогих гаражей.

Безудержный рост автопарка привел к переосмыслению слов классика: теперь уже не квартирный, а гаражный вопрос в первую очередь портит жизнь москвичам. В прошлом году столичные власти пообещали “перезапустить” гаражную программу, сконцентрировав свои усилия на строительстве доступных для народа, недорогих гаражей. Что из этого получилось, “ЭВ” рассказал глава Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Александр ЛЕВЧЕНКО.  


— Александр Николаевич, изначально по программе “Народный гараж” планировалось построить 198 паркингов со стоимостью 350 тыс. руб. за место. Сейчас их число сократилось до 142. С чем это связано?  

— Действительно, в начале 2009 года префектурами было предложено 198 адресов для строительства объектов по программе “Народный гараж”. Тогдашнее руководство Дирекции строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения поспешило объявить, что все они могут быть освоены в срок, но эти прогнозы оказались ошибочными. В результате проработки подобранных площадок выяснилось, что 90% из них имеют серьезные обременения, которые либо препятствуют началу строительных работ, либо заметно увеличивают утвержденную руководством города стоимость машиномест. Префектурам пришлось составлять и согласовывать новые списки, однако части участков они замену подыскать не смогли. В итоге адресный перечень программы сократился до 142 народных паркингов общей вместимостью 48,7 тыс. машиномест. Еще 52 тыс. мест в 2009 году построили инвесторы.  

— Вы довольны ходом строительства “народных гаражей”? Объекты обещали ввести в эксплуатацию еще в декабре 2009 года, а сейчас уже апрель 2010-го, и работы все еще продолжаются.  

— Прошлый год у нас получился стартовым. Конечно, некоторые вещи получились не совсем так, как мы изначально планировали. Однако хочу подчеркнуть: никогда раньше город так интенсивно строительством гаражей не занимался. Много времени ушло на то, чтобы отработать технические моменты: например, прежде цикл строительства паркингов составлял не менее 3,5 лет. Нам, путем планомерной работы с городскими и федеральными структурами, удалось сократить эти сроки до 10 месяцев, причем сюда входит все: и проектная стадия, и оформление земельных отношений, и строительно-монтажные работы. Скажу честно: без пробуксовки программа начала работать только в октябре прошлого года, когда подрядчики смогли выйти на площадки.  

— На какой стадии находятся работы сейчас?  

— Сейчас уже построены 63 объекта. 9 гаражей полностью оформлены, в них полным ходом идет оформление машиномест в собственность. Цена паркингов с прошлого года не изменилась и составляет 350 тыс. руб. Мы создали все необходимые условия для того, чтобы в городе оформлять порядка 100—150 договоров долевого участия в сутки. К концу второго квартала эта работа будет закончена, и дирекция сможет рассчитаться с подрядчиками и поставщиками материалов за выполненные работы.  

— Как я поняла, деньги, внесенные автовладельцами по предварительным договорам, по-прежнему лежат в банке. Кто же тогда финансировал строительство “народных паркингов”?  

— Частично сами подрядчики, частично Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения, которая смогла получить кредиты уполномоченных банков и денежные средства из бюджета Москвы. Поэтому мы остро заинтересованы в скорейшей реализации построенных машиномест населению.  

— А если люди их не выкупят? Все-таки 350 тыс. руб. для многих москвичей — это достаточно крупная сумма.  

— Вы знаете, таких опасений сегодня нет. Во многих паркингах все 100% машиномест были зарезервированы и оформлены по предварительным договорам еще в прошлом году. Есть небольшие проблемы с реализацией парковочных мест в районах новостроек, например в Щербинке и Зеленограде, но они связаны с тем, что близлежащие многоквартирные дома еще не заселены. Жители соседних поселков Московской области атакуют нас просьбами выкупить пустующие гаражи, по всей видимости, в инвестиционных целях. Но мы им отказываем, так как программа наша не коммерческая, а социальная. Кроме того, мы должны учитывать интересы тех москвичей, которые в ближайшей перспективе переедут в новые микрорайоны. Экономичные паркинги для них лишними не будут — это точно.  

Я думаю, что критика программы “Народный гараж” в основном подпитывается инвесторами, которые недовольны тем, что город сбивает цены на гаражном рынке. Сравните: стоимость коммерческих парковок в центре Москвы составляет 50—60 тыс. евро, за Третьим кольцом — 25—30 тыс. евро. А у нас — $12 тыс., или 8,7 тыс. евро, причем по всей Москве. Конечно, с точки зрения инвесторов город демпингует, и это многим не нравится.  

— В прошлом году вы обещали, что часть машиномест в народных паркингах будет реализована на льготных условиях. Эти планы остаются в силе?  

— Для обеспечения социально незащищенных слоев населения во всех строящихся комплексах зарезервировано не менее 5% машиномест. В общей сложности мы готовы выделить почти 5 тыс. стоянок, которые могут быть предоставлены отдельным категориям граждан в аренду на долгосрочной основе или продаваться по льготной цене.  

— Кто именно сможет претендовать на льготы?  

— Это должен определить Департамент экономической политики. Мы предлагаем разработать методику определения малоимущих, аналогичную той, которая используется при постановке граждан на жилищный учет.  

— А продавать гаражи по социальной ипотеке не предусматривается?  

— В бюджете 2010 года средства на гаражную ипотеку не заложены.  

— Вот вы говорите, что “народные гаражи” по 350 тыс. руб. строятся везде. Но ведь это не совсем так. Например, в ЦАО в 2009 году было построено всего 4 паркинга, и все на одной улице.

— Действительно, в центре программа идет тяжело. Главная проблема — отсутствие площадок, подходящих для возведения открытых типовых паркингов. Можно подобрать участки для закрытых или подземных гаражей, но у них будет совсем другая стоимость. Мы докладывали об этой проблеме мэру Юрию Лужкову. Очевидно, что решить гаражный вопрос в ЦАО можно только за счет массового строительства механизированных стоянок, которые не требуют больших площадей. На участке размером 100—120 кв. м можно разместить до 50 машиномест.  

— Но ведь механизированные паркинги, даже отечественного производства, в пересчете на машиноместо будут стоить дороже 350 тыс. руб.?  

— По предварительным расчетам, цена парковочного места в стоянках производства Тушинского машиностроительного завода составит $18—25 тыс. Это, конечно, не “народный гараж”, но мы готовы при строительстве таких паркингов использовать механизмы действующей программы. Например, земельные участки будут выделяться участникам ГСК на тех же условиях, что и сейчас, т.е. бесплатно. Кроме того, мы готовы по заказу ГСК разработать проект гаража, подобрать подрядчика и поставщика стройматериалов. Контролировать ход строительства со стороны горадминистрации будет Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения. Иными словами, принцип организации работ остается тот же, что и по программе “Народный гараж”: изменятся только сам конечный продукт и, соответственно, его стоимость. Кстати, по такой же схеме по инициативе жителей может быть организовано строительство подземного или наземного закрытого паркинга.  

— Для того чтобы построить механизированную стоянку, надо предварительно создать ГСК?  

— Да, инициатива в данном случае должна исходить от самих жителей. Со своими предложениями они могут обращаться в свою префектуру или непосредственно в Департамент дорожно-мостового строительства. Москомархитектура подобрала 134 площадки, подходящие под строительство механизированных стоянок, преимущественно в центре города. Мы надеемся, что наши предложения будут поддержаны жителями ЦАО, так как для них это реальный способ приобрести машиноместо значительно дешевле, чем на рынке.  

— Насколько я знаю, автовладельцы боятся связываться с механизированными паркингами, поскольку расположенные в них машиноместа невозможно оформить в собственность?  

— Это не совсем так. Механизированная парковка оформляется в общедолевую собственность членов ГСК. Допустим, что стоянка рассчитана на 50 машиномест: это значит, что доля каждого автовладельца будет равна одной пятидесятой. Так же как и стандартное машиноместо, эту долю в случае необходимости можно продать. Обслуживание механизированной стоянки хоть и имеет свою специфику, но в принципе не сильно отличается от эксплуатации классического паркинга. В штате должны быть электрик и охранник, который также будет следить за работой считывающего устройства. Подъемные платформы должны периодически проходить техническое обследование.  

— У гаражной программы 2010 года есть ли какие-то другие особенности, кроме активизации строительства механических стоянок?  

— В целом программа получилась более амбициозной, чем в прошлом году. Мы рассчитываем ввести в строй порядка 350 гаражных объектов общей емкостью около 118 тыс. машиномест. Из них 209 “народных гаражей”. Вы помните, что изначально префектурами были предложены 423 адреса, однако оказалось, что 214 площадок имеют существенные обременения, влияющие на конечную стоимость строительства. По предварительным расчетам, на оставшихся участках можно построить около 71 тыс. машиномест. Проекты паркингов будут выставлены на публичные слушания в районных управах. Хочу также проинформировать москвичей, что в 2010 году оформлять предварительные договоры с покупателями “народных гаражей” не планируется. Все сделки будут заключаться в один этап на основе положений 214-ФЗ “О долевом участии в строительстве”.  

— А цена?  

— Сейчас цена остается прежней. А в дальнейшем она будет зависеть от уровня инфляции в стране.