Прожектеры

Документ получился масштабным, многообещающим и оптимистичным.

Документ получился масштабным, многообещающим и оптимистичным.

Кто-нибудь помнит, какие цели ставила она и кто-нибудь оценивал результат? Целей было несколько. Ну, например, вот эта: «насыщение транспортного комплекса страны современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии и безопасности». Удалось? Нет. Ни насытить, ни экологии соответствовать. В 2004 году в стране должен был настать повсеместный стандарт «Евро-3», а в 2007-м — уже «Евро-4». Автомобили у нас вроде бы по «Евро-4», но вот нефтяники выбили себе право делать топливо по «Евро-3», отбросив страну назад.  


Следующая цель — «повышение производительности труда». Для этого необходимо сокращать численность рабочих на исконных отечественных автозаводах процентов на 70. И что? Не получилось…  

Другая интересная задача: «повышение уровня обороноспособности государства за счет разработки и выпуска военной автомобильной техники нового поколения». Подводя итог восьми потраченных на это лет, министр обороны заявил: «Закупать российскую авто- и бронетехнику в том виде, в котором она есть, мы не будем».  

В прожект попала и традиционная задача из стандартного набора наших национальных комплексов — «организация выпуска конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей перспективным международным требованиям». Не то чтоб перспективным, даже существующим соответствовать так и не удалось. Ни на одном из исконных заводов ничего нового и приличного не родилось. Например, трудно Volga Siber считать отвечающей перспективным международным требованиям, если она сделана из старого и неудачного Chrysler Sebring.  

Также планировалось «повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной промышленности». Откуда у нас возьмется наукоемкое производство, не очень понятно, хотя один прецедент все же был, когда ВАЗ попытался засунуть в Priora навигатор ГЛОНАСС.  

А еще в концепции фигурирует такая цифра: «К 2010 году прогнозируется увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2–2,5 млн. штук». Авторы документа показательно ошиб­лись на целый миллион (было продано 1 465 917 авто).  

И вот обозначенный 2010 год наступил. Следовательно, бумажка себя исчерпала. И что в итоге? Вместо нее написана следующая, под названием «Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года». Этот документ еще толще прежнего, менее конкретен, но за его реализацию страна уже взялась засучив рукава. А стратегия до 2030 года окажется еще увлекательней…