ГАИ не желает жить по закону

На прошлой неделе в Госдуме состоялись парламентские слушания по законопроекту депутатов Геннадия Гудкова, Александра Хинштейна и Сергея Шишкарева о реформировании Правил дорожного движения из постановления правительства в Федеральный закон.

Необходимость в этом назрела уже много лет назад. Дело в том, что сотрудники ГАИ плодят репрессивные нормы, как ни одно другое ведомство. При этом понимают, что такое обилие антинародных санкций регулярно проводить через Госдуму крайне тяжело (эксперты, отзывы, три чтения в Госдуме, добро Совета Федерации, подпись президента). Одним словом, ОТК и фильтров — большое количество. А любое постановление или приказ сами написали, собрали визы и согласования, положили на стол высокому должностному лицу — и будьте любезны, очередной антинародный документ испечен. Давайте вспомним, что на пресловутую переэкзаменовку в свое время направляли по приказу министра внутренних дел; блокираторы ставили (когда КоАП РФ этого не предусматривал) по распоряжению муниципальных властей, а талон техосмотра крепить на лобовое стекло рекомендуют по постановлению правительства.


Если же ПДД станут законом, народ вздохнет с облегчением, поскольку такие депутаты, как, например, Геннадий Гудков, будут слушать не ГАИ, а многомиллионную армию автомобилистов, и вносить гуманные, продуманные нормы, действительно облегчающие и упорядочивающие автомобильную жизнь страны.


Но в борьбе за свои интересы ГАИ использует подленькие приемы. Например, заместитель начальника ДОБДД МВД РФ генерал Кузин заявляет, что раз правительство имеет право издавать постановления, то это есть основание не делать ПДД законом. По Кузину, получается, что благодаря праву правительства принимать различные постановления мы должны жить вообще без законов (хотя если учесть, что автоинспекция именно так и привыкла жить, — удивляться тут нечему). К тому же генерал забыл, что Конституционный суд не раз говорил о том, что права человека могут быть ограничены только Федеральным законом, и то не всегда, а в исключительных случаях.


Нельзя согласиться и с еще одной точкой зрения оппонентов законопроекта. Мол, принятие закона потребует создания нового контролирующего органа на дороге, а суды задохнутся под лавиной дорожных дел. Это по сути не так. Полномочия контролирующих органов (таможня, налоговая служба, ГАИ и т.д.) прописаны в отдельных главах КоАП РФ, которые никак не связаны с ПДД и останутся неизменны, будь правила хоть постановлением, хоть указом, хоть законом.
 

НАШ ЭКСПЕРТ


Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, вице-президент Движения автомобилистов России:


— Чтобы снять все конфликты на дороге между гражданами и государством, автомобилистами и карательными органами, необходимо все документы, регламентирующие дорожную жизнь страны, а не только ПДД, преобразовать в закон. В нем должны быть главы о порядке прохождения техосмотра, регистрации транспортных средств, задержании и перемещении автомобилей, выдачи водительских документов. И тогда люди в погонах не смогут по своему усмотрению нарушать права автомобилистов, а будут вынуждены свои предложения сверять с общественным мнением.