Почем паркинги для народа?

На днях московские чиновники громогласно обвинили СМИ в необоснованном прессинге и попытках сорвать выполнение социальной программы по строительству “народных гаражей”. Из этого любой человек, мало-мальски знакомый с российской действительностью, может сделать единственный вывод: проблемы с “народными гаражами” существуют, и виноваты в них отнюдь не СМИ.

Гараж на улице Полины Осипенко, вл. 14 (САО), положено считать образцово-показательным. По официальной информации, он не только давно построен, но и на 100% продан жителям близлежащих домов. Казалось бы, при таких исходных данных паркинг должен быть полностью заполнен автомобилями. Но увы... Корреспонденты “МК” не обнаружили в “коробке” ни одной машины. Более того, судя по лежащим вокруг строительным материалам, сооружение гаража еще до конца не закончилось.


Схему финансирования программы “Народный гараж” прозрачной не назовешь. Изначально предполагалось, что банки дадут подрядчикам кредиты под средства, внесенные покупателями машиномест по предварительным договорам. Таких договоров в 2009 году якобы было заключено более 20 тыс. — т.е на 50% от всего объема программы. Тем не менее банки кредитовать застройщиков почему-то отказались, и все тяготы расходов легли на ГУП “Дирекция гаражного строительства”, которое получило небольшое финансирование из бюджета, и сами компании. Власти предложили строителям оплатить сооружение паркингов из собственных средств с дальнейшей компенсацией затрат за счет продажи населению уже готовых машиномест. Где сейчас произошел сбой — сказать трудно. Либо у подрядчиков закончилось терпение, а у ГУПа — деньги. Либо количество реализованных гаражей пока не перекрывает накопившейся задолженности.


Между тем на площадку на улице Полины Осипенко, 14, регулярно приходят граждане, уже оплатившие машиноместа, и интересуются, когда они смогут загнать в паркинг своих “железных коней”.
— Водители появляются с документами на парковочные места, следят за ходом работ и прикидывают, где в действительности, а не на бумаге будет их собственность, — рассказал корреспондентам “МК” представитель подрядчика.


На вопрос, когда состоится “новоселье”, собеседник газеты ответить затруднился.


 После этого корреспонденты “МК” решили посетить площадки, которые предполагается запустить в оборот в текущем году.


В первую очередь наш путь лежал в центр города, где проблема с хранением автотранспортных средств стоит особенно остро, а “народных гаражей” было построено всего 4. В адресном перечне 2010 года значится участок по адресу: Новый Арбат, вл. 17, стр. 6, на котором предполагается строительство механизированного паркинга на 50 машиномест. Несмотря на конец июля, никаких следов стройки за легендарными “книжками” “МК” обнаружить не удалось. Ничего не знал о готовящемся строительстве и местный милиционер. По словам стража порядка, на нечетной стороне Арбата расположены сплошные офисы, на обитателей которых программа “Народный гараж” явно не рассчитана.


Без особой надежды на успех мы двинулись в сторону проспекта Мира — и не ошиблись... На улице Пантелеевской к строительству паркинга приступили месяц назад. Пока строители возводят фундамент.


— Особых конфликтов у нас с местными жителями нет, — говорит изнывающий от жары прораб, — ни митингов протеста, ничего такого. Правда, когда поздно вечером приезжают бетономешалки и мы начинаем работать, в нас иногда кидаются картошкой. Но это обычные издержки строителей.


“Народный гараж” на улице Пантелеевской строят впритык к проходящей рядом железной дороге. Поскольку место довольно шумное и грязное, никто за него особенно не борется. Однако неподалеку находится небольшая плоскостная стоянка: когда строители возьмутся за нее, протесты, как показывает опыт реализации программы в других столичных районах, неизбежны. Горадминистрация уверяет, что у членов ГСК никаких прав на занимаемую территорию нет. Мол, со всеми кооперативами в свое время были заключены краткосрочные договора аренды, в которых указывалось: как только площадка понадобится городу, стоянка должна быть убрана безо всяких компенсаций со стороны властей. Таким образом, с юридической точки зрения требования чиновников абсолютно справедливы. Однако, как смогли убедиться корреспонденты “МК”, на многих участках имеются дополнительные обстоятельства, которые ставят под сомнение необходимость строительства на них многоэтажных “коробок”.


Вот, например, Котельническая набережная, вл. 17. Задворки знаменитой сталинской высотки. Здесь на месте существующей плоскостной стоянки планируется построить паркинг для народа на 100 машиномест. Народ в лице совета общины высотного дома на Котельнической набережной — категорически против.  


Главный аргумент жителей — нахождение площадки в охранной зоне памятников и плохие грунты. “Вон, — кивают они в сторону соседнего участка на Котельнической набережной, 19-21, — несколько лет назад расковыряли котлован, а дальше строить не могут, грунты — дрянь”. Самой высотке, по их словам, дополнительные машиноместа не нужны: в составе комплекса есть свой капитальный паркинг. “Планируемый “народный гараж” — это классический пример “точечной застройки”, которая, по словам чиновников, в Москве запрещена. Выходит, нам врут?” — недоумевают в совете общины.


Еще одна конфликтная ситуация. 12 июня в 5-м квартале Капотни прошел сход автовладельцев, протестующих против сноса ГСК, существующего там с 1983 года (освещение этого события в СМИ как раз и послужило поводом для гневного заявления пресс-центра стройкомплекса). Гражданам не понравилось, что местные власти обманом изъяли у них правоустанавливающие документы на землю (якобы для продления договора аренды), проигнорировали результаты публичных слушаний и не собираются выплачивать компенсации за уничтожаемое имущество. Кроме того, не совсем ясна логика организаторов программы: сейчас, по данным ГСК, на плоскостной стоянке паркуются 470 автомобилей, а будущий “народный гараж” рассчитан на 484 места. Выход дополнительных площадей настолько мал, что вряд ли способен реально помочь борьбе с гаражным дефицитом.


Серьезные проблемы, как выяснили корреспонденты “МК”, ожидают строителей и на ул. Молдагуловой, вл. 5а (ВАО). Здесь многоярусный паркинг планируется построить на зеленой территории рядом с 22-этажным одноподъездным домом-свечкой, детской поликлиникой и молочной кухней. “Мы категорически против, — заявили “МК” представители инициативной группы жителей. — Вблизи нашего дома уже имеется достаточное количество гаражей, включая два “народных”. Мы должны сами решать, как использовать те небольшие участки между зданиями, которые еще остаются незастроенными”.


Итак, объезд стройплощадок показал, что целый ряд проблем, возникающих при реализации гаражной программы, вряд ли стоит объяснять “кознями СМИ”. К числу очевидных слабых мест проекта относится отсутствие положительных результатов. Как говорится, “сколько “мед” ни говори, во рту слаще не станет”. Все сроки давно вышли, а полностью готовых и “заселенных” машинами паркингов как не было, так и нет. Чиновники уже сами путаются: 142 построенных в июле гаража — это объекты 2010 года или все-таки 2009-го? Очевидно, что никаких плюсов имиджу программы подобная неразбериха не приносит. Еще один существенный минус — хроническое неумение работать с жителями. Это, к сожалению, тот случай, когда негативный опыт ничему не учит. Список площадок для “второй волны” “народных” паркингов в префектурах появился уже давно, а людям о готовящемся строительстве по традиции сообщили в период отпусков. Даже там, где публичные слушания успели провести до начала мертвого сезона, их результаты игнорируются. Спрашивается, зачем тогда проводили?


Ну, и, наконец, основная проблема. Совершенно ясно, что во всех “горячих точках” горожан вопреки рекомендациям классика пытаются осчастливить “народными гаражами” насильно. Вместо того чтобы провести опросы общественного мнения и выявить территории, где строительство подобных объектов вызвало бы слова благодарности, власти упорно прут напролом, нарываясь на скандалы с ветеранами, жалобы президенту и негативные репортажи в СМИ, которые в итоге и становятся крайними.

[auth=345466]

Мария Васильева



“ЭТО ПРОБЛЕМА, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ СКОРЕЙШЕГО РЕШЕНИЯ...”



Прокомментировать ситуацию вокруг “народных гаражей” “МК” попросил руководителя департамента дорожно-мостового строительства Александра Левченко.


— Александр Николаевич, к 1 июля вы обещали построить 122 паркинга по программе 2009 года. Это удалось?


— В целом да. Построены 122 объекта, рассчитанные на 40 тысяч машино-мест. Сделана необходимая инженерия, разлиновка, установлены посты охраны и шлагбаумы. Сейчас на большей части гаражей еще продолжаются работы по благоустройству, которые будут закончены в течение 1—2 недель. Оставшиеся из этой программы 20 автостоянок будут достроены до конца года.


— Тем не менее большинство гаражей ввода 2009 года были построены только к середине 2010-го. В чем причина?


— Главная причина задержки — сложности с подбором земельных участков, а также с организацией работ на начальном этапе. Нам пришлось поменять не только 80% площадок, первоначально подобранных префектурами, но также 50—60% проектных организаций, служб заказчика и строительных компаний. Проектировщики, оплата труда которых зависит от стоимости проекта, старались протащить заведомо дорогостоящие конструктивные решения, несмотря на то что нами была установлена планка в 350 тыс. руб. за машино-место. У многих подрядчиков, пожелавших работать на этой программе, не оказалось оборотных средств и возможности взять кредит. В итоге активная стадия строительства большинства объектов началась только весной 2010 года. Да, мы набили много шишек, но по-иному на такой сложной программе, наверное, и быть не могло. В текущем году все будет существенно проще, поскольку регламент уже отработан, опыт решения возможных проблемных ситуаций у руководства есть.


— Насколько я знаю, руководство программой также поменялось?


— Действительно, сейчас управление гаражного строительства департамента возглавляет Раиса Денисова.


— А почему был отправлен в отставку Виталий Крючков?


— Я бы не хотел это комментировать. Скажу только, что у прежнего руководства идеи были далековаты от практики.


— Сколько построенных машино-мест уже нашли своих владельцев?


— Договоры долевого участия в настоящее время заключены более чем на 12 тыс.машино-мест. На мой взгляд, продажи идут очень хорошо: несмотря на жару и отпускной сезон, в неделю заключается порядка 1000—1200 договоров. Пять гаражей — два в САО, два в ЮЗАО и один в ВАО — уже проданы полностью. Трудности есть с реализацией объектов, расположенных в районах новостроек, которые пока не заселены. Но их немного — не более 10% от общего объема. Мы хотим запросить у строительных компаний списки людей, которые ранее купили квартиры в строящихся домах, чтобы целенаправленно обратиться к ним с предложением приобрести машино-места в уже готовых “народных гаражах”.


— Люди, уже оплатившие машино-места в народных паркингах, жалуются, что пока не могут поставить туда свои автомобили. Почему готовые, как вы говорите, гаражи пустуют?


— Согласен: это проблема, которая требует скорейшего решения. Дело в том, что гаражи строятся по долевой схеме, с привлечением средств частных инвесторов. Это значит, что заключение о соответствии, так называемый ЗОС, наличие которого позволяет приступить к эксплуатации гаража, можно получить только при условии реализации всех 100% машино-мест.


— То есть пока все машино-места в гараже не будут проданы, он не откроется?


— Мы понимаем, что так не должно быть. Не ставить машины нельзя. Уже разработана схема, как это можно сделать. Сейчас она согласуется со всеми заинтересованными структурами. Я уверен, что до конца лета решение будет найдено.
— Уже известно, кто будет эксплуатировать “народные гаражи” и какова будет ежемесячная плата?


— Для эксплуатации гаражей в ГУП “Дирекция гаражного строительства” образовано специальное управление. Оно будет заниматься гаражом до тех пор, пока дольщики не создадут собственное объединение. Сбор с владельца машино-места ориентировочно составит 700—800 руб., но пока официально сумма платежа не утверждена.


— Когда начнут строиться гаражи программы 2010 года? 


— На некоторых свободных площадках они уже строятся. Как вы знаете, изначально под программу 10-го года было подобрано 202 земельных участка. Однако в настоящее время частично из-за протестов жителей, частично из-за больших обременений, влияющих на цену машино-места, перечень сократился до 181 объекта. Вместе с тем мы ставим перед префектурами задачу подобрать альтернативные площадки, чтобы выполнить ранее намеченные планы в полном объеме.


— Говорили, что в 2010 году цена паркинга изменится на процент инфляции. Уже известно, какой она будет?


— Принято решение не менять стоимость машино-мест в “народных гаражах”. Как было 350 тыс., так и остается.

 

[auth=252756]